К списку статей о творчестве

     Марютина, В. «Люблю всё живое…» : уроки внеклассного чтения по произведениям В.Ф.Тендрякова» и А.В. Петухова [В Новленской средней школе Вологодского района] / В. Марютина // Храни огонь родного очага…-Архангельск ; Вологда, 1985. - С.51-59.



В. А. МАРЮТИНА,

словесник Новленской средней школы Вологодского района, заслуженный учитель школы РСФСР


«ЛЮБЛЮ ВСЕ ЖИВОЕ...»

Уроки внеклассного чтения по произведениям В. Ф. Тендрякова и А. В. Петухова





      Расскажу о нескольких уроках внеклассного чтения в пятых - шестых классах, которые, надеюсь, помогли многим ребятам увидеть прекрасное в природе и человеке. Основой для них стало творчество известных советских писателей, и в частности, писателей-земляков. Соответственно выбраны были и эпиграфы для этих уроков:

     

«И нам должны быть дороги каждая ветка, каждый родник холодней воды,
каждый клочок земли, дышащий травой и листвой».
К. Паустовский

      «Себя самого узнать не могу: Осинки в

     лесу зазря не срублю. В корнях

     родничок, что клад, берегу, Люблю все

     живое, живых люблю».

     А. Яшин

     

      Поскольку цель занятий по литературе - формирование мировоззрения, идеалов, нравственных представлений личности, воспитание человека-гуманиста, гражданина, эстетическое развитие учеников, воспитание художественного вкуса, я поставила перед собой задачу: помочь своим ученикам так прочитать то или иное произведение, чтобы они испытали художественное наслаждение. Когда я начала работать с классом, увидела, что ребята неравнодушны к природе, у них есть наблюдательность, они любят читать, стремятся порассуждать о прочитанном, поспорить. Работать с ними интересно. Каждый урок литературы открытие не только для них, но и для меня. Он становится задушевной, интересной беседой о прочитанном, пережитом учащимися. Я с удовольствием наблюдала за их глазами, радостными лицами, удивлялась тому, что они открыли для себя. И сейчас вспоминаю, как они спорили, старались убедить друг друга и потом приходили с моей помощью к общему мнению. А когда звенел звонок, на их лицах было сожаление, что урок уже прошел.

      Приобщение к природе началось у нас с экскурсии. Мы часто «путешествовали» около своего села. Выяснилось, что у каждого из ребят есть любимый уголок природы. Мы вместе их посещали, и я убеждалась в искренности их чувств.

      Очень серьезный разговор о природе состоялся после внеклассного чтения по творчеству М. М. Пришвина. Эти два урока вошли в нашу «историю». Мы только что изучили «Кладовую солнца» и сделали вывод, что правда жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека и природы, в родственном отношении человека к природе. «Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти сокровища, мы должны научиться охранять их. Мы любим и бережем: нашу родину, научимся же беречь нашу родную природу». Эти слова М. М. Пришвина стали эпиграфом ко всему творчеству писателя и лейтмотивом к нашему уроку. Прослушали магнитофонную запись рассказа о Пришвине, отрывок из его романа «Кащеева цепь» и перешли к миниатюрам автора о природе. Природа у Пришвина живет вместе с человеком. В его творчестве нашли отражение наблюдения за окружающим, именно в них проявляется необыкновенная зоркость, особый дар видения и слышания, умения так нарисовать картину окружающего мира, что хочется не только читать об этом, но и увидеть описанное. И ребята учились видеть и одуванчики, раскрывающиеся при солнечном свете и сжимающие свои лепестки-пальцы вечером («Золотой луг»), и птиц, зверей, живущих в лесу по определенным этажам («Лесная книга», «Этажи леса»), и говорящую птицу («Говорящий грач»), и умных, наблюдательных гаечек, разговаривающих на своем языке, понятном только таким людям, как Пришвин («Гаечки»), и семью дырочек на осине, продолбленных дятлом («Лесной доктор»). Вместе с писателем они были признательны двум охотникам, которые бережно и трогательно отнеслись к жаворонку, искавшему спасения от ястреба у людей («Ястреб и жаворонок»).

      А потом услышали поэтические миниатюры Пришвина обо всех временах года, собранные в цикле «Времена года». И от его творчества перешли к произведениям И. Д. Полуянова. Ребята очень любят его книги «Весна одна», «Месяцеслов» и другие.

      Своеобразным же итогом этих уроков и «путешествий» в окрестностях своего села стали сочинения детей, в которых и наблюдательность, и зоркость, и чуть ли не поэтическое любование красотой родной природы. Вот некоторые из них.

     

У омута



      Прекрасный месяц - май. В мае все живое цветет, поет, радуется, благоухает. Поражают нежностью цветы яблони, тонким ароматом веет от начинающих распускаться веточек черемухи. Все свежо и молодо в этом месяце.

      И мой уголок природы преобразился в это время. Свежим мхом накрылся большой камень у омута. Вода в нем стала чище и прозрачней. Веточки ивы склоняются к самой воде. Омут обрамляет ярко-зеленая травка. И как это я раньше не заметила?! Среди травы, наклонив хрупкую красивую головку, смотрится в воду фиалка. Вода отражает ее неописуемую красоту.

      Я сажусь на заветный камень и прислушиваюсь к воде. Сегодня она тиха и молчалива. Именно этой торжественной тишиной начинается первая майская сказка. Ее рассказывает мне природа. И загадочный омут, и первая фиалка, и травка, и ива, и парящий в небесах жаворонок. И эта сказка прекрасна, я слушаю ее и любуюсь природой.

      Хотите услышать и вы такую сказку? Тогда приходите в свой любимый уголок природы и послушайте ее.

     

Мои любимые осинки



      Когда я прихожу в мои любимые осинки, у меня появляется чувство радости.

      Мои любимые осинки находятся недалеко от нашей деревни. Летом каждое утро я ходил туда за грибами. Когда я подходил к ним, у меня появлялось чувство радости. И вот я уже у самых осинок. Мое сердце радостно забилось. Иду к березке, а меня уже встречает целый выводок подберезовиков. Я их осторожно срезаю и кладу в корзинку. Оказывается, их целых двенадцать штук. Осторожно раздвигаю траву около осинки. В ней спрятались три красноголовика.

      Высоко в небе поет жаворонок. Иду к кусту, вдруг из него с тревожным криком вылетает малиновка. Тихо раздвигаю ветки. На ветке висит гнездышко. В нем пять яичек. Вдруг почему-то перестали попадаться грибы.

      Вспоминаю поговорку: «Спрячь нож, и гриб улыбнется». Действительно, вон в траве стоит боровик.

      Солнце уже поднялось высоко. Наверно, уже восемь часов. Ну, пора домой. Напоследок осинки дарят мне грибы. Мне грустно расставаться с ними, но ничего: завтра утром я вернусь к ним опять.



Разговор птиц

     

      Вечерело. Розовый клубок солнца уже закатился за горизонт. А в воздух кто-то подкладывал черный порошок кофе - дым, а потом тихонько размешивал ложечкой - ветром. На большом дереве сидели галки - очень жизнерадостные, говорливые птицы.

      Бот одна наклонила набок маленькую головку с черными бусинками глаз и что-то сказала. Галки задумались, помолчали. А потом заговорили, заспорили, как будто не хватало им времени высказаться поодиночке. Тут старая галка важно сказала какую-то фразу, бесшумно поднялась в воздух и опустилась на колокольню. Остальные спорщицы тотчас же последовали ее примеру. Опять все помолчали.

      И никто не заметил, что пройдоха-кот подкрадывался к птицам, случай подвернулся полакомиться галочкой! Так кот, цепляясь за стенку и перелезая с выступа на выступ, с кирпича на кирпич, приближался к птицам. Плохо пришлось бы галкам, если бы одна из них, внезапно оглянувшись, не подняла шум. Вот над огорченным котом уже несутся галки и кричат свои мнения о нем.

      Весело и интересно слушать птичьи разговоры. Не будем им мешать. Пусть они спорят и галдят в свое удовольствие!

      В шестом классе мы обратились к книгам, показывающим нравственные искания человека, утверждающим добро, воспитывающим активную жизненную позицию в борьбе со злом. Это «Белый Бим Черное ухо» Г. Н. Троепольского, «Весенние перевертыши» В. Ф. Тендрякова, «Сить - таинственная река» А. В. Петухова.

      Повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», которая говорит о благородстве души и подлости, преданности и предательстве, верности и вероломстве, честности и лжи, бережном отношении к природе и варварском хищничестве подвела учащихся - к серьезному обсуждению, вызвала сильные переживания.

      С произведением Г. Н. Троепольского перекликается повесть нашего земляка В. Тендрякова. В ней та же гуманность и доброта, тот же конфликт со злом.

      Первый этап подготовки к внеклассному чтению - чтение учителем вслух. Мне хотелось увидеть реакцию ребят на услышанное. Затем последовало самостоятельное чтение дома и подготовка их к беседе по вопросам, данным заранее:

      Расскажите о Дюшке Тягунове. Ваше мнение о нем.

      Какие открытия делает Дюшка? «Перевертыши» в его жизни.

      Как вы относитесь к Миньке?

      Кто такой, по-вашему, Санька Ераха? Ваше отношение к нему.

      Почему сначала взрослые не понимали Дюшку? Поняли ли потом?

      В чем смысл конфликта между Дюшкой и Санькой?

      Каков итог повести?

      Очень важно было на уроке сопоставление Дюшки и Саньки Ерахи, поэтому приведу отрывок из выступления ученицы по этому вопросу:

      «Дюшка защищает человеческое достоинство. Санька унижает. Дюшка помогает Миньке поверить в себя и стать сильным, Санька стремится убить в человеке человеческое. Тихий и боязливый Минька - и вдруг такой протест: «Палач! Плевал я на тебя!». Дюшка был прав, вступив в борьбу со злом».

      Когда у нас возникла мысль об уроке внеклассного чтения по повести «Сить - таинственная река», мы решили глубже познакомиться с творчеством Анатолия Петухова и подружиться с автором, который часто бывает в Новленском. Ребята сходили к матери Анатолия Васильевича, взяли несколько фотографий, попросили ее рассказать о сыне. А затем написали ему письмо и получили ответ. Писатель поставил перед ребятами ряд вопросов: «Какие повести и рассказы мои вы читали? Как читаются мои книги? Кто их читает? Каково мнение взрослых читателей о моих повестях?»

      «Когда вы будете, - писал Анатолий Васильевич, - пусть хотя и немногое, знать обо мне как об авторе и человеке, вот тогда наша встреча с вами будет интересной, вопросов у вас накопится, и можно будет поговорить о многом с пользой и для вас, и для меня».

      И эта встреча состоялась. Я рассказала о том, что читали ребята, что мы сумели сделать за это время, упомянула о книге В. Ф. Тендрякова «Весенние перевертыши». И тут вопрос Анатолия Васильевича: «А чем отличается Васька Гусь от Саньки Ерахи?» Стало тихо. Потом робко прозвучал чей-то голос: «Санька ненавидит все живое, а Васька любит». Этот голос как бы ждал поддержки. И сразу разговорились. «Любовь к природе - это отличительная черта Васьки Гусева, черта его шероховатого характера».

      Задавал вопросы автор:

      Кто и чем вам понравился в книге «Сить - таинственная река»?

      Какие черты характера не позволили Витьке и Ваське сдружиться сразу?

      Понравился ли вам Витька Пахомов?

      Кто может быстрее отступить от своего решения - Витька или Васька?

      Кто лучше сформировался: Гусь или Пахомов?

      Какие эпизоды в книге заставили вас остановиться и подумать?

      А потом посыпались ребячьи вопросы: «Как и почему Вы стали писателем? Над какой книгой работаете?» Попросили его рассказать какой-нибудь интересный случай из жизни, поведать о том, где он берет материал.

      Рассказывал Анатолий Васильевич горячо, слова его проникали в душу каждого. Он говорил об уроках таких писателей, как Сергей Викулов, о писательской жизни, о дружбе, счастье, житейских проблемах, добрых стремлениях человека...

      Мы довольны нашей встречей, рады будем встретиться опять! - таков был итог общения с писателем А. В. Петуховым.

      После этой встречи у нас продолжился интересный разговор о повести А. В. Петухова «Сить - таинственная река». Мы сравнивали се с ранее прочитанными повестями «Белый Бим Черное ухо», «Весенние перевертыши». Книга привлекла ребят не только нравственными проблемами дружбы, первой любви, познания радости труда, но и глубоким лиризмом.

      - В чем сходство и отличие этих трех произведений?- спрашиваю ребят. Обобщенный ответ таков:

      - Бим и волчонок Кайзер оба стали жертвами жестоких людей. Хозяин Бима Иван Иванович и Васька Гусь, хозяин Кайзера, - разные люди: один взрослый, другой - подросток, а объединяет их любовь к животным.

      Дюшка, Санька Ераха, Васька Гусев - подростки, а какие они тоже разные! Васька Гусев доставлял взрослым много неприятностей, но он ничего общего не имеет с Санькой Ерахой...

      В лиризме повестей тоже много общего. А какой замечательный вывод делает автор о становлении Васьки Гусева: только в труде происходит его мужание.

      Слушаем отзывы учащихся о книге:

      - Я очень полюбила повесть А. В. Петухова. Светлой и чистой любовью к вологодской земле, к ее добрым и славным людям - неутомимым труженикам, наблюдательным охотникам и весельчакам - пронизана вся книга. Сить, речушка у деревни, где родился и вырос главный герой, действительно оказалась таинственной рекой. Васька и его друзья, для которых с детства шалаш у реки был родным домом, вечерние рассказы у костра на берегу - лучшими сказками, рыбалка - любимейшим занятием, и не подозревали, что вместо древней зубастой щуки-хозяйки в ней поселились бобры.

      - Пожалуй, самый красивый пейзаж - это описание Пайтова озера. Вместе с Васькой я удивляюсь богатствам родной земли, ее щедрости, неброской прелести, тишине ее озер, густоте лесов. И на этой земле Васька растет хорошим человеком - добрым, внимательным, наблюдательным и чутким. Здесь он учится работать: на родном и близком поле за деревней он собрал самый богатый свой урожай. Радость собственного труда, сопричастности к большому делу возвышают его.

      Это добрая книга о красоте моей земли, книга о самом главном - любви к Родине.

      Потом еще были встречи, когда Анатолий Васильевич рассказывал о работе над книгой «Дай лапу, друг-медведь».

      В седьмом классе учащиеся были участниками конкурсного сочинения «Берем с коммунистов пример». И группа их захотела написать о своем любимом писателе.

      Вот что написала об А. В. Петухове Маша Коновалова в своем сочинении «Берем с коммунистов пример»:

     

      «Если о смелых, бескомпромиссных, Честных людях хотим рассказать, Этого замечательного коммуниста, Я считаю, нельзя не назвать. Всеми он всегда уважаем, Справедливый и точный - таков Наш писатель-вологжанин Анатолий Васильевич Петухов. В его книгах - родная природа, Красота вологодской глуши, А «В синем Залесье», «Корне рода» - Красота человека, души!.. А потом начались наши встречи. Словно вижу его сейчас: Крепкий, стройный, широкоплечий, Льется свет из больших серых глаз,

      Словно в комнате вновь раздается Его голос мягкий у нас, Вот за стол садится, смеется, Начинает рассказывать он, Коммунист настоящего времени...

     

     

     

      В самом высоком понятии слова «коммунист»! Чувство долга, бескомпромиссность - вот главные его черты. Для коммуниста очень важно не довольствоваться достигнутым: он должен думать, нельзя ли сделать "лучше" больше, качественнее, носить в себе чувство неудовлетворенности сделанным. Коммунист должен по велению души и сердца помочь, если нужно, в любое время: он это обязан сделать!

     

      Так он думает и поступает, Так он трудится и живет, Так на просьбы людей отвечает, Так он партию любит, народ. Человек этот, честный и чистый, Нашу партию славит трудом. Я с такого, как он, коммуниста Брать стараюсь пример во всем».

     

     

     

      Такой глубокий след оставил в душах ребят человек и писатель А. В. Петухов. Встречи с ним произвели неизгладимое впечатление на учащихся.