|
К списку статей о творчестве
Марютина, В. «Люблю всё
живое…» : уроки внеклассного чтения по произведениям
В.Ф.Тендрякова» и А.В. Петухова [В Новленской средней школе
Вологодского района] / В. Марютина // Храни огонь родного
очага…-Архангельск ; Вологда, 1985. - С.51-59.
В. А. МАРЮТИНА,
словесник
Новленской средней школы Вологодского района, заслуженный учитель
школы РСФСР
«ЛЮБЛЮ ВСЕ ЖИВОЕ...»
Уроки
внеклассного чтения по произведениям В. Ф. Тендрякова и А. В.
Петухова
Расскажу о нескольких уроках
внеклассного чтения в пятых - шестых классах, которые, надеюсь,
помогли многим ребятам увидеть прекрасное в природе и человеке.
Основой для них стало творчество известных советских писателей, и в
частности, писателей-земляков. Соответственно выбраны были и
эпиграфы для этих уроков:
-
«И нам должны быть
дороги каждая ветка, каждый родник холодней воды,
-
каждый клочок земли, дышащий травой и листвой».
-
К. Паустовский
«Себя самого узнать не
могу: Осинки в
лесу зазря
не срублю. В корнях
родничок,
что клад, берегу, Люблю все
живое, живых люблю».
А. Яшин
Поскольку цель занятий по
литературе - формирование мировоззрения, идеалов, нравственных
представлений личности, воспитание человека-гуманиста, гражданина,
эстетическое развитие учеников, воспитание художественного вкуса, я
поставила перед собой задачу: помочь своим ученикам так прочитать то
или иное произведение, чтобы они испытали художественное
наслаждение. Когда я начала работать с классом, увидела, что ребята
неравнодушны к природе, у них есть наблюдательность, они любят
читать, стремятся порассуждать о прочитанном, поспорить. Работать с
ними интересно. Каждый урок литературы открытие не только для них,
но и для меня. Он становится задушевной, интересной беседой о
прочитанном, пережитом учащимися. Я с удовольствием наблюдала за их
глазами, радостными лицами, удивлялась тому, что они открыли для
себя. И сейчас вспоминаю, как они спорили, старались убедить друг
друга и потом приходили с моей помощью к общему мнению. А когда
звенел звонок, на их лицах было сожаление, что урок уже прошел.
Приобщение к природе началось у
нас с экскурсии. Мы часто «путешествовали» около своего
села. Выяснилось, что у каждого из ребят есть любимый уголок
природы. Мы вместе их посещали, и я убеждалась в искренности их
чувств.
Очень серьезный разговор о
природе состоялся после внеклассного чтения по творчеству М. М.
Пришвина. Эти два урока вошли в нашу «историю». Мы
только что изучили «Кладовую солнца» и сделали вывод,
что правда жизни, ее важнейший смысл заключаются в единстве человека
и природы, в родственном отношении человека к природе. «Мы
хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими
сокровищами жизни. Именно для нас она открывает и показывает эти
сокровища, мы должны научиться охранять их. Мы любим и бережем: нашу
родину, научимся же беречь нашу родную природу». Эти слова М.
М. Пришвина стали эпиграфом ко всему творчеству писателя и
лейтмотивом к нашему уроку. Прослушали магнитофонную запись рассказа
о Пришвине, отрывок из его романа «Кащеева цепь» и
перешли к миниатюрам автора о природе. Природа у Пришвина живет
вместе с человеком. В его творчестве нашли отражение наблюдения за
окружающим, именно в них проявляется необыкновенная зоркость, особый
дар видения и слышания, умения так нарисовать картину окружающего
мира, что хочется не только читать об этом, но и увидеть описанное.
И ребята учились видеть и одуванчики, раскрывающиеся при солнечном
свете и сжимающие свои лепестки-пальцы вечером («Золотой
луг»), и птиц, зверей, живущих в лесу по определенным этажам
(«Лесная книга», «Этажи леса»), и говорящую
птицу («Говорящий грач»), и умных, наблюдательных
гаечек, разговаривающих на своем языке, понятном только таким людям,
как Пришвин («Гаечки»), и семью дырочек на осине,
продолбленных дятлом («Лесной доктор»). Вместе с
писателем они были признательны двум охотникам, которые бережно и
трогательно отнеслись к жаворонку, искавшему спасения от ястреба у
людей («Ястреб и жаворонок»).
А потом услышали поэтические
миниатюры Пришвина обо всех временах года, собранные в цикле
«Времена года». И от его творчества перешли к
произведениям И. Д. Полуянова. Ребята очень любят его книги «Весна
одна», «Месяцеслов» и другие.
Своеобразным же итогом этих
уроков и «путешествий» в окрестностях своего села стали
сочинения детей, в которых и наблюдательность, и зоркость, и чуть ли
не поэтическое любование красотой родной природы. Вот некоторые из
них.
У омута
Прекрасный месяц - май. В мае все
живое цветет, поет, радуется, благоухает. Поражают нежностью цветы
яблони, тонким ароматом веет от начинающих распускаться веточек
черемухи. Все свежо и молодо в этом месяце.
И мой уголок природы преобразился
в это время. Свежим мхом накрылся большой камень у омута. Вода в нем
стала чище и прозрачней. Веточки ивы склоняются к самой воде. Омут
обрамляет ярко-зеленая травка. И как это я раньше не заметила?!
Среди травы, наклонив хрупкую красивую головку, смотрится в воду
фиалка. Вода отражает ее неописуемую красоту.
Я сажусь на заветный камень и
прислушиваюсь к воде. Сегодня она тиха и молчалива. Именно этой
торжественной тишиной начинается первая майская сказка. Ее
рассказывает мне природа. И загадочный омут, и первая фиалка, и
травка, и ива, и парящий в небесах жаворонок. И эта сказка
прекрасна, я слушаю ее и любуюсь природой.
Хотите услышать и вы такую
сказку? Тогда приходите в свой любимый уголок природы и послушайте
ее.
Мои любимые осинки
Когда я прихожу в мои любимые
осинки, у меня появляется чувство радости.
Мои любимые осинки находятся
недалеко от нашей деревни. Летом каждое утро я ходил туда за
грибами. Когда я подходил к ним, у меня появлялось чувство радости.
И вот я уже у самых осинок. Мое сердце радостно забилось. Иду к
березке, а меня уже встречает целый выводок подберезовиков. Я их
осторожно срезаю и кладу в корзинку. Оказывается, их целых
двенадцать штук. Осторожно раздвигаю траву около осинки. В ней
спрятались три красноголовика.
Высоко в небе поет жаворонок. Иду
к кусту, вдруг из него с тревожным криком вылетает малиновка. Тихо
раздвигаю ветки. На ветке висит гнездышко. В нем пять яичек. Вдруг
почему-то перестали попадаться грибы.
Вспоминаю поговорку: «Спрячь
нож, и гриб улыбнется». Действительно, вон в траве стоит
боровик.
Солнце уже поднялось высоко.
Наверно, уже восемь часов. Ну, пора домой. Напоследок осинки дарят
мне грибы. Мне грустно расставаться с ними, но ничего: завтра утром
я вернусь к ним опять.
Разговор птиц
Вечерело. Розовый клубок солнца
уже закатился за горизонт. А в воздух кто-то подкладывал черный
порошок кофе - дым, а потом тихонько размешивал ложечкой - ветром.
На большом дереве сидели галки - очень жизнерадостные, говорливые
птицы.
Бот одна наклонила набок
маленькую головку с черными бусинками глаз и что-то сказала. Галки
задумались, помолчали. А потом заговорили, заспорили, как будто не
хватало им времени высказаться поодиночке. Тут старая галка важно
сказала какую-то фразу, бесшумно поднялась в воздух и опустилась на
колокольню. Остальные спорщицы тотчас же последовали ее примеру.
Опять все помолчали.
И никто не заметил, что
пройдоха-кот подкрадывался к птицам, случай подвернулся полакомиться
галочкой! Так кот, цепляясь за стенку и перелезая с выступа на
выступ, с кирпича на кирпич, приближался к птицам. Плохо пришлось бы
галкам, если бы одна из них, внезапно оглянувшись, не подняла шум.
Вот над огорченным котом уже несутся галки и кричат свои мнения о
нем.
Весело и интересно слушать птичьи
разговоры. Не будем им мешать. Пусть они спорят и галдят в свое
удовольствие!
В шестом классе мы обратились к
книгам, показывающим нравственные искания человека, утверждающим
добро, воспитывающим активную жизненную позицию в борьбе со злом.
Это «Белый Бим Черное ухо» Г. Н. Троепольского,
«Весенние перевертыши» В. Ф. Тендрякова, «Сить -
таинственная река» А. В. Петухова.
Повесть Г. Троепольского «Белый
Бим Черное ухо», которая говорит о благородстве души и
подлости, преданности и предательстве, верности и вероломстве,
честности и лжи, бережном отношении к природе и варварском
хищничестве подвела учащихся - к серьезному обсуждению, вызвала
сильные переживания.
С произведением Г. Н.
Троепольского перекликается повесть нашего земляка В. Тендрякова. В
ней та же гуманность и доброта, тот же конфликт со злом.
Первый этап подготовки к
внеклассному чтению - чтение учителем вслух. Мне хотелось увидеть
реакцию ребят на услышанное. Затем последовало самостоятельное
чтение дома и подготовка их к беседе по вопросам, данным заранее:
Расскажите о Дюшке Тягунове. Ваше мнение о нем.
Какие открытия делает Дюшка?
«Перевертыши» в его жизни.
Как вы относитесь к Миньке?
Кто такой, по-вашему, Санька
Ераха? Ваше отношение к нему.
Почему сначала взрослые не
понимали Дюшку? Поняли ли потом?
В чем смысл конфликта между
Дюшкой и Санькой?
Каков итог повести?
Очень важно было на уроке
сопоставление Дюшки и Саньки Ерахи, поэтому приведу отрывок из
выступления ученицы по этому вопросу:
«Дюшка защищает
человеческое достоинство. Санька унижает. Дюшка помогает Миньке
поверить в себя и стать сильным, Санька стремится убить в человеке
человеческое. Тихий и боязливый Минька - и вдруг такой протест:
«Палач! Плевал я на тебя!». Дюшка был прав, вступив в
борьбу со злом».
Когда у нас возникла мысль об
уроке внеклассного чтения по повести «Сить - таинственная
река», мы решили глубже познакомиться с творчеством Анатолия
Петухова и подружиться с автором, который часто бывает в Новленском.
Ребята сходили к матери Анатолия Васильевича, взяли несколько
фотографий, попросили ее рассказать о сыне. А затем написали ему
письмо и получили ответ. Писатель поставил перед ребятами ряд
вопросов: «Какие повести и рассказы мои вы читали? Как
читаются мои книги? Кто их читает? Каково мнение взрослых читателей
о моих повестях?»
«Когда вы будете, - писал
Анатолий Васильевич, - пусть хотя и немногое, знать обо мне как об
авторе и человеке, вот тогда наша встреча с вами будет интересной,
вопросов у вас накопится, и можно будет поговорить о многом с
пользой и для вас, и для меня».
И эта встреча состоялась. Я
рассказала о том, что читали ребята, что мы сумели сделать за это
время, упомянула о книге В. Ф. Тендрякова «Весенние
перевертыши». И тут вопрос Анатолия Васильевича: «А чем
отличается Васька Гусь от Саньки Ерахи?» Стало тихо. Потом
робко прозвучал чей-то голос: «Санька ненавидит все живое, а
Васька любит». Этот голос как бы ждал поддержки. И сразу
разговорились. «Любовь к природе - это отличительная черта
Васьки Гусева, черта его шероховатого характера».
Задавал вопросы автор:
Кто и чем вам понравился в книге
«Сить - таинственная река»?
Какие черты характера не
позволили Витьке и Ваське сдружиться сразу?
Понравился ли вам Витька Пахомов?
Кто может быстрее отступить от
своего решения - Витька или Васька?
Кто лучше сформировался: Гусь или Пахомов?
Какие эпизоды в книге заставили
вас остановиться и подумать?
А потом посыпались ребячьи
вопросы: «Как и почему Вы стали писателем? Над какой книгой
работаете?» Попросили его рассказать какой-нибудь интересный
случай из жизни, поведать о том, где он берет материал.
Рассказывал Анатолий Васильевич
горячо, слова его проникали в душу каждого. Он говорил об уроках
таких писателей, как Сергей Викулов, о писательской жизни, о дружбе,
счастье, житейских проблемах, добрых стремлениях человека...
Мы довольны нашей встречей, рады
будем встретиться опять! - таков был итог общения с писателем А. В.
Петуховым.
После этой встречи у нас
продолжился интересный разговор о повести А. В. Петухова «Сить
- таинственная река». Мы сравнивали се с ранее прочитанными
повестями «Белый Бим Черное ухо», «Весенние
перевертыши». Книга привлекла ребят не только нравственными
проблемами дружбы, первой любви, познания радости труда, но и
глубоким лиризмом.
- В чем сходство и отличие этих
трех произведений?- спрашиваю ребят. Обобщенный ответ таков:
- Бим и волчонок Кайзер оба стали
жертвами жестоких людей. Хозяин Бима Иван Иванович и Васька Гусь,
хозяин Кайзера, - разные люди: один взрослый, другой - подросток, а
объединяет их любовь к животным.
Дюшка, Санька Ераха, Васька Гусев
- подростки, а какие они тоже разные! Васька Гусев доставлял
взрослым много неприятностей, но он ничего общего не имеет с Санькой
Ерахой...
В лиризме повестей тоже много
общего. А какой замечательный вывод делает автор о становлении
Васьки Гусева: только в труде происходит его мужание.
Слушаем отзывы учащихся о книге:
- Я очень полюбила повесть А. В.
Петухова. Светлой и чистой любовью к вологодской земле, к ее добрым
и славным людям - неутомимым труженикам, наблюдательным охотникам и
весельчакам - пронизана вся книга. Сить, речушка у деревни, где
родился и вырос главный герой, действительно оказалась таинственной
рекой. Васька и его друзья, для которых с детства шалаш у реки был
родным домом, вечерние рассказы у костра на берегу - лучшими
сказками, рыбалка - любимейшим занятием, и не подозревали, что
вместо древней зубастой щуки-хозяйки в ней поселились бобры.
- Пожалуй, самый красивый пейзаж
- это описание Пайтова озера. Вместе с Васькой я удивляюсь
богатствам родной земли, ее щедрости, неброской прелести, тишине ее
озер, густоте лесов. И на этой земле Васька растет хорошим человеком
- добрым, внимательным, наблюдательным и чутким. Здесь он учится
работать: на родном и близком поле за деревней он собрал самый
богатый свой урожай. Радость собственного труда, сопричастности к
большому делу возвышают его.
Это добрая книга о красоте моей
земли, книга о самом главном - любви к Родине.
Потом еще были встречи, когда
Анатолий Васильевич рассказывал о работе над книгой «Дай лапу,
друг-медведь».
В седьмом классе учащиеся были
участниками конкурсного сочинения «Берем с коммунистов
пример». И группа их захотела написать о своем любимом
писателе.
Вот что написала об А. В.
Петухове Маша Коновалова в своем сочинении «Берем с
коммунистов пример»:
|
«Если о смелых,
бескомпромиссных, Честных людях хотим рассказать, Этого
замечательного коммуниста, Я считаю, нельзя не назвать. Всеми он
всегда уважаем, Справедливый и точный - таков Наш
писатель-вологжанин Анатолий Васильевич Петухов. В его книгах -
родная природа, Красота вологодской глуши, А «В синем
Залесье», «Корне рода» - Красота человека,
души!.. А потом начались наши встречи. Словно вижу его сейчас:
Крепкий, стройный, широкоплечий, Льется свет из больших серых
глаз,
Словно в комнате вновь
раздается Его голос мягкий у нас, Вот за стол садится, смеется,
Начинает рассказывать он, Коммунист настоящего времени... |
|
В самом высоком понятии слова
«коммунист»! Чувство долга, бескомпромиссность - вот
главные его черты. Для коммуниста очень важно не довольствоваться
достигнутым: он должен думать, нельзя ли сделать "лучше"
больше, качественнее, носить в себе чувство неудовлетворенности
сделанным. Коммунист должен по велению души и сердца помочь, если
нужно, в любое время: он это обязан сделать!
|
Так он думает и поступает, Так он трудится
и живет, Так на просьбы людей отвечает, Так он партию любит,
народ. Человек этот, честный и чистый, Нашу партию славит трудом.
Я с такого, как он, коммуниста Брать стараюсь пример во всем». |
|
Такой глубокий след оставил в
душах ребят человек и писатель А. В. Петухов. Встречи с ним
произвели неизгладимое впечатление на учащихся.
|
|