К списку статей о творчестве

     От мести к покаянию : материалы для проведения мероприятий по повести В. Тендрякова «Расплата» / сост. О.А. Халявина. – [Б.и.], 2010.

     

ОТ МЕСТИ К ПОКАЯНИЮ


     

     Введение.

     

     На нравственное становление современного подрастающего поколения большое влияние может оказать знакомство с прозой писателя Владимира Тендрякова. В своих произведениях Тендряков ставит острые вопросы, которые не потеряли своей значимости и актуальности и сегодня.

      Наиболее важными вехами биографии прозаика, повлиявшими на его творчество стали:

      влияние отца Федора Тендрякова - убежденного коммуниста, советского служащего – председателя райисполкома и районного прокурора, участника гражданской войны, погибшего в Великую Отечественную войну. Он завещал Владимиру собрание сочинений В.И. Ленина;

     атмосфера 30-х годов в стране, в вологодской деревне – смерть людей от голода, раскулачивание, борьба с «врагами народа»;

      чтение книг, интерес к истории, физике, астрономии, литературе, живописи;

      участие в литературном кружке и издании стенгазеты под руководством учителя русского языка и литературы, будущего известного кировского писателя А. Филёва в старших классах школы в селе Подосиновец ныне Кировской области;

      Великая Отечественная война. Владимир Тендряков был радистом стрелкового взвода, участвовал в переломной Сталинградской битве, в 1943 году был тяжело ранен в руку под Харьковом, лечился в госпиталях, потом демобилизовался, оценил войну для себя как «труд лицом к лицу со смертью»;

      поступил на художественный факультет ВГИКА после войны. Проучившись там год, перешел в Литературный институт имени М. Горького, занимался в семинаре у К. Паустовского, закончил институт в 1951 году по специальности «литературная работа»;

      период «оттепели»- развенчание культа личности И. Сталина и его переосмысление, большая свобода для литературной творческой деятельности;

      друзья и окружение – писатели К. Икрамов и В. Войнович, поэт и главный редактор журнала «Новый мир» А. Твардовский, художник О. Верейский, журналист В. Аграновский, актер Р. Быков, ученый-физик П. Капица, академик А. Леонтьев и др.

     

     

Духовно-нравственное воспитание молодежи на примере произведений В.Ф. Тендрякова.

     

     Одним из главных вопросов для Владимира Тендрякова в его жизни и творчестве стал глубокий философский вопрос: «Каким должен быть человек?». Это проблема духовно-нравственного воспитания.

      Термин «воспитание» более - менее понятен: воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития и саморазвития человека. Но такие понятия как «духовность» и «нравственность» вызывают споры в педагогической среде. По мнению профессора Б.Т. Лихачева «нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззрение, убеждения и чувство совести» [1, 283], усвоенные человеком моральные нормы общества. Светское определение духовности: «ответстственное принятие высших образцов человеческой культуры и следование им, предполагает собственный выбор человека и возвышение его над чувственными удовольствиями и корыстными интересами при условии постоянного самосовершенствования… Попытка личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с Вечностью, с Богом». [4, 66-67]. Таким образом, понятия «духовность» и «нравственность» могут практически совпадать в светском понимании. Но в религиозном православном осмыслении они неравнозначны. С точки зрения православия нравственность показывает лишь «внешнего» человека, его поступки, а духовность – это воспитание «внутреннего человека: соработничество Бога (Дух Святой) и человека, воспитание помысла через покаяние. При таком осмыслении нравственный человек, поступающий правильно, может быть недуховным, помыслы, мотивы его внешне правильного поступка могут быть нечисты.

     Владимир Тендряков не был верующим православным человеком и не обязан был им стать. Но в его произведениях раскрывается проблема становления именно «внутреннего» человека, проходящего экзамен на прочность как в экстремальных ситуациях войны, так и в мирной жизни.

      Какие же основные духовно-нравственные проблемы ставит писатель в своих произведениях, обращенных к подросткам и юношеству?

      Повесть «Чудотворная» (1958 г.):

      - проблемы веры и неверия в Бога, знания и веры, религиозного и атеистического фанатизма…

      Повесть «Весенние перевертыши» (1973 г.):

      - проблемы подростковой жестокости, борьба главного героя за справедливость, защита слабых под влиянием чувства первой любви, одиночества в духовных поисках и непонимания другими людьми (родителями, друзьями), чувство причастности к истории, осознание красоты женщины, мира…

     

     Повесть «Ночь после выпуска» (1974 г.):

      - проблемы выбора жизненного пути, мнимой и реальной дружбы выпускников школы, школьного воспитания внутренне зрелой личности, способной свободно и ответственно сделать нравственный выбор…

     

     Повесть «Расплата» (1979 г.):

      - проблемы человеческой жизни как высшей ценности, одиночества подростка и непонимания его близкими людьми в трудной ситуации, воспитание жестокости в школе, раскаяние мальчика - подростка после убийства им отца…

     

     Повесть «Шестьдесят свечей» (1980 г.):

      - переосмысление взрослым человеком (благополучным и авторитетным учителем истории Н.С. Ячевиным) всей своей жизни под воздействием экстремальной ситуации: угрозы смерти, конфликт «внешнего» и «внутреннего» человека, раскаяние, проблема целесообразности и оправдания жестокости в истории…

     

     Военная проза - «Рассказы радиста» (1963-1964 г.г.), «Донна Анна» (1969-1971 г.г.), «Люди или нелюди» (1975 – 1976 г.г.):

      - проблемы нравственного выбора в ситуации между жизнью и смертью, жестокости соотечественников на войне, возвращения к жизни после жестокости и бесчеловечности войны…

     

     Весь спектр духовно-нравственных проблем и пути их решения, отраженные в произведениях В. Тендрякова более тридцати лет назад, не утратил злободневности в воспитании молодого поколения сегодняшнего времени.

      «В человеке живут, скрытые порою за вполне благополучной внешностью, самые различные возможности – и добра, и зла. Надо вовремя обнаружить в себе высокую нравственную потенцию и не поддаться злу». (В. Тендряков «Ночь после выпуска»).

      Актуальные проблемы, поставленные в повести В.Ф. Тендрякова «Расплата».

     

     «РАСПЛАТИ́ТЬСЯ, -ачусь, -атишься; сов.

      1. с кем (чем). Уплатить полностью. Р. с кредиторами. Р. с долгами.

      2. перен., с кем. Отомстить, наказать кого-н. в возмездие за что-н., рассчитаться (во 2 знач.). Р. с обидчиком.

      3. перен. Понести наказание за что-н. Р. за преступление».

     

     С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (онлайн версия).

     

     

     Повесть «Расплата» создана Владимиром Тендряковым в 1979 году. Вот как вспоминает сам автор, что послужило поводом для ее написания: «Один из моих очень близких знакомых, медик по профессии, однажды рассказал мне, что по просьбе следственных органов ему пришлось освидетельствовать мальчика, убившего своего отца. Он должен был решить, вменяем мальчик или невменяем. Факт поразил меня… Прошло время». Писателя не оставляла в покое эта история. О решил позвонить следователю, чтобы узнать ее конец: «Ответ следователя поразил меня еще больше: «Мальчик убил отца? Это когда? У меня таких случаев очень много». (Из выступления В. Тендрякова перед студентами-филологами МГПИ, 1982 г.)

     

     Главный герой повести восьмиклассник Коля Корякин убивает своего отца за то, что тот систематически в пьяном виде избивал его мать. Действие произведения происходит уже после убийства и начинается с того, что мать Коли, выхватив после выстрела из рук сына ружье, бежит по ночному спящему городу…

      Мальчик ошеломлен своим поступком, видом мертвого отца: «А под переливчатой накаленной люстрой через всю комнату наискосок — он, распластанный по полу, удручающе громоздкий. Тонкая, синтетически лоснящаяся рубашка обтягивает широкую мощную спину, голова в кудельных сухих завитках волос прилипла к черной, до клейкости густой луже на паркете. От нее прокрался под раскоряченные ножки телевизора столь же дегтярно-черный, вязко-тягучий ручеек. И торчащие крупные ступни в несвежих бежевых носках, и одна рука неловко вывернута в сторону, мослаковатая, жесткая, с изломанными ногтями — рабочая рука».

      Он стучится в дверь к соседям Потехиным, чтобы вызвать милицию. Соня Потехина, его одноклассница звонит учителю литературы Аркадию Кирилловичу, с мнением которого считались и ученики, и учителя, и родители. Позже приехавшего учителя отец Сони обвиняет в подстрекательстве к убийству:

     «- Вы считаете, что между мной и убийством есть прямая связь?

     - Прямая? Да нет, кривенькая с загибчиками…

      - Докажите.

      -Не смей мириться с плохим – требовали от ребят?

      - Требовал.

      - И будь хорошим без никаких уступочек – тоже требовали?

      - Тоже.

      - Так вот и выходит: поперек жизни становись, ребятки. Вникните – страшно же это! Малая щепка реку не запрудит.

      - Считаете, что я как-то настроил Колю Корякина?

      - Считаю - подвели мальчишку как меня в свое время…

      Василий Петрович резко подался вперед, словно сломался в пояснице, — разлившиеся зрачки, задранный нос, кривящиеся губы:

     - Не помогайте! Просить будут – никогда не помогайте! Отказывайте! - С жарким дыханием, шепотом: - Хуже людям сделаете.

      И этот выпад, горячее до ненависти убеждение наконец-то возмутили Аркадия Кирилловича».

      Постепенно учитель Памятнов начинает понимать, как его преподавание литературы привело к отцеубийству. Он признается следователю Сулимову:

      «Нахохленный Аркадий Кириллович обронил в пол:

      - Моё наследство сказывается.

      - То есть? – насторожился Сулимов.

      - Один из соседей Корякиных этой ночью мне бросил в лицо – ты виноват! Я вот уже четверть века внушаю детям: сейте разумное, доброе, вечное! Они мне верили… Верил и он (Коля), сами слышали – воюй с подлостью! Мои слова в его голове стучали, толкали к действию… И толкнули».

      Одноклассники Коли, узнав об убийстве им отца, считают его героем: «убил ради жизни».

      Коля же в камере предварительного заключения вспоминает отца и осознает, что вместе с плохим отцом он убил и хорошего (когда-то они с отцом вместе ходили на рыбалку, отец купил кенаря Коле) и что «совсем плохих людей не бывает». Мальчик понимает, что отца воскресить нельзя и начинает его любить, а себя ненавидеть. Его внутренний мир меняется: после мести папе («Что ему мать сделала?»), которая принесла еще больше горя и ему и матери, он раскаивается в убийстве и мечтает поговорить с отцом хотя бы мысленно, не наяву: «Коля лежал на койке, сам перед собой притворялся — дремлет, раздавлен, равнодушен ко всему, но, затаившись, ждал, ждал, что Он снова к нему придет. И верил — будет, не обманет! И боялся спугнуть.

      Он бесшумно вошел и сел в его ногах на кровати, настолько высокий и плечистый, что стало тесно в камере. И лампочка с потолка освещала Его спутанные кудельные волосы, и лицо Его было в тени. Но Коля знал, лицо у Него есть, нисколько не изувечено, знакомо, хоть плачь. И от него тянуло приветливой прохладой, как в знойный день из еловой чащи.

      — Я боялся, что ты не придешь.

      — Ты теперь ничего не бойся — все прошло.

      — С тобой не боюсь, а без тебя всех, даже мамы...

      Это было не совсем так, Коля немного боялся Его — вдруг да скажет о маме плохое, тогда и с Ним станет так же трудно разговаривать. Жутко подумать — если и с Ним!.. Но Он сразу почувствовал страх и сказал то, что Коля хотел слышать:

      — Не бойся мамы, а жалей ее.

      — А можно мне тебя жалеть?

      — Нет, нельзя.

      — Почему? Мне очень хочется!

      — Ты видишь, как мне с тобой хорошо.

      — Давай вспомним что-нибудь.

      — Ты не забыл нашу самую первую рыбалку?

      — Я был тогда совсем еще маленький и помню... траву очень холодную и мокрую.

      — Это роса,

      — И реку помню — черная, страшная и дымилась.

      — Это туман.

      — А потом птицы летели, низко, низко, над самой рекой, даже крыльями воду задевали.

      — Это утки.

      — Но больше всего я люблю вспоминать князька.

      — Люби все — и росу, и туман, и уток, всех других птиц и зверей. Ведь это так просто — взять да любить. Вот ты меня полюбил, и тебе стало хорошо.

      — Хорошо... — как эхо отозвался Коля, чувствуя, что плачет от счастья.

      Раздались шаги в глубине коридора, и Он исчез не простившись. На Колином лице сохли счастливые слезы...»

     

     С нелюбовью и непониманием людей встретился в свое время отец Коли – Рафаил Корякин. Его мать родила вне брака, что в деревне в первой половине прошлого века считалось позором. Мать его не любила, люди тоже не любили и боялись: «— А как мне было жить в родной деревне? Рафашка еще не родился, а уж все потешались, в глаза мне его подкулачником называли. На свет еще не выполз, а уж ну-тко — подкулачник... Смешочки, хоть вешайся со сраму. — Старуха вдруг зашевелилась, заволновалась: — Да не о том, не о том я тебе говорю! Себя выгораживаю, на людей сваливаю — недобрые люди-де все подстроили, сама ничуть не виновата». Ан нет, я же его, Рафашку, еще в утробе невзлюбила и потом всю жизнь как взгляну на свое дитя, так душа переворачивается — за что, мол, мне бог такое наказание послал? Рази я не баба, рази не хочу, как все, мужа иметь? А кому нужна с привеском-то? Mоё лютое — мо-оё! — на него перешло!..»

      Только одно живое существо смог полюбить в своей жизни Рафаил – собаку Пиратку. Себя он тоже не любил, как вспоминает Коля: «— Просыпается и ни на кого не смотрит и всегда уйти торопится. И пил он от этого. И мать бил потому, что себя-то нельзя избить. И часто пьяным ревел... Я бы тоже себя ненавидел на его месте... Он раз в ванной повеситься хотел... Не получилось — за вытяжную решетку веревку зацепил, а та вывалилась. И у открытого окна еще стоять любил, говорил — высота тянет. Умереть он хотел!

      Коля неожиданно вытянулся на стуле, дрожа подбородком, едва справляясь с непослушными кривящимися губами, закричал вибрирующе и надтреснуто:

      — Но зачем?! Зачем ему, чтоб я?.. Я!.. Тогда бы уж — сам! Не жди, чтоб я это сделал!.. — И захлебнулся, обмяк, похоже, испугался своего крамольного откровения».

      В тюрьме Коля надеется на понимание и поддержку близких ему людей –матери и Сони Потехиной, девушки -соседки, в которую влюблен. Но этого понимания он не находит:

      Мать: «Она плакала, но не вместе с ним. Она ничего не смогла понять. А понять надо очень простое и очень важное: он теперь не враг отцу, теперь, когда отца нет, его уже не за что ненавидеть. Ненавидеть нужно Коле себя. Чем еще искупить страшную вину перед отцом, непоправимую вину, как не ненавистью к себе, как не любовью к нему?.. Но что толку, если он станет и любить и ненавидеть про себя, втихомолку, никто не заметит, никто не будет знать, никому не будет до этого дела. Он, Коля, должен доказать и себе и другим — не такой уж бесчувственный, а значит, и не совсем пропащий, его мог бы простить сам отец... Кто еще поймет, если не мать? И нет... Тогда можно ли ждать, что поймут другие? Мама! Мама!.. Не услышала».

      Соня, которая всегда казалась доброй чистой, светлой - за убийство: «В истории постоянно ради справедливости убивали, их героями считают. Не верь истории, верь тебе? Да смешно, Коля! Ты правильно сделал, ты гордиться собой должен. Слышишь — гордиться!»

      Коля-Соне в тюрьме: «— Стыдиться меня нужно и... ненавидеть.

     — Коля! Тебя?! Ненавидеть?

     — Я сам себя ненавижу, Соня, — с тихой, какой-то бесцветной убежденностью.

      И наконец она пришла в себя, она вознегодовала:

      — Да как ты смеешь! Такое — к себе! Не-на-вижу! За что?! За то, что мать спасал! За то, что против взбесившегося поднялся, кто для всех страшен... И не струсил! И за это — нен-навиж-жу?»

     

     «— Коля! Опомнись! Он палачом был! Ты не человека, нет!.. Ты палача, Коля-а!

      — Палач — я, Соня, — негромко и твердо, но убегая зрачками.

      — Т-ты!.. Т-ты забыл! Неужели?.. Как можно забыть всё! Вспомни! Вспомни, как ты совсем маленький в глаза людям глядеть стыдился. Его стыдился! А теперь?.. Теперь — себя! Он вдруг хорошим стал, а ты — плохой! Кол-ля! Зачем?!

      — Я теперь хуже его, какое сравнение»

      «Когда ты, Соня, стала бесчувственной?

      Звала: будем ненавидеть вместе! А он так устал ненавидеть.

      И уж совсем, совсем дикое: жалею, что не помогла тебе!..».

     

     Такая же проблема непонимания и одиночества подростка поставлена в нашумевшем сериале «Школа» Валерии Гай – Германики. Гиперопека дедушки, авторитетного школьного учителя истории и непонимание сверстниками в эгоистичном потребительском мире привели к самоубийству главную героиню сериала - московскую девятиклассницу Аню Носову. Та же тендряковская проблема в новых реалиях.

      В «Расплате» каются в своих ошибках многие люди: учителя за равнодушие к проблемам Колиной семьи до убийства, мать Коли за то, что терпела издевательства мужа над собой: «— Ужас берет, когда теперь оглядываюсь... Не замечала прежде — была злодейкой, право. Да чего же добивалась я, дура тупоумная! Чтоб сын вместе со мной страдал! Стонала не переставая, слезы лила, из кожи лезла себя несчастной показать... И видела, видела — жалеет, весь исстрадался парень, невмоготу ему, а мне все мало, мне от него большей жалости хочется, никак не уймусь, разжигаю... Зачем, спросите? Оно понятно зачем. После мордобоев да ругани изо дня-то в день кому не захочется утешиться. От чужих людей утешение дешево, стороннее оно, а вот от сына родного — вроде живой воды. Муж лютует — сын весь исходится, а мне приятно, сладко так, не насытюсь, еще, еще!.. Даже, поверите ли, ждала — о-ох! — даже с нетерпением, чтоб Рафашка зверем ввалился да набросился. Он изобьет, а сын показнится за мать родную... Радовалась тишком, что ненавидит Колька отца лютой ненавистью. Раз его ненавидит, значит, меня любит! Радо-ва-лась! Ну не подлая ли?..»

      «Каются» и «друзья» - собутыльники Рафаила Корякина, с которыми он работал в автомастерской под руководством мужа подруги Анны Корякиной Ильи Пухова: «-Нет, надо умно организовать, надо создать все условия, чтоб Рафа не просыхал, но только в свободное время. Если Рафочка выполняет срочный заказ (а несрочных у Рафочки не было) — все закрыто! Над ним строгий контроль, нас, изнемогающих, теснят в сторону: не время, когда освободится... Освободится! Вот свободы-то он и не получал — прыгай сразу в угар. Нет денег — бери в долг. Нужны добрые застольные друзья — пожалуйста. Они специально для этого и наняты. Им строго наказывается — не набирайтесь, сукины дети, на стороне, берегите себя для Рафочки! И если даже они заняты на работе — освободить их... Все условия, чтоб Рафочка не мог даже чуть-чуть задуматься. О-о! Даже о семье Рафиной за Рафочку думает сам Пухов, чтоб большой нужды не знала. Ни о чем не тревожься, дорогой Рафа, прожигай деньги, чтоб их заработать, зарабатывай, чтоб сразу прожигать, не смей застопорить, не то Пухову перестанет капать. Системка...»

      Покаяние Людмилы Пуховой – подруги матери Коли в том, что она помогла тихой и безобидной Анне выйти замуж за влюбленного в саму Людмилу Михаила Корякина: «— Верила! Верила! Хорошо получится! Я к Анне всегда как к сестре младшей... Ее спросите — под моим крылышком жила. Думалось: одна-то, пропадет, а тут парень бедовый, золотые руки имеет. Ну а то, что с норовом, — Анна перетерпит, дров в огонь не подкинет. С кем Рафашке дикому еще и сжиться, как не в такой тихой. И виделось, виделось — я с Ильей, она с Рафашкой, поплывем на разных лодках, но в одну сторону. У меня родни нет, у Анны тоже».

      Но самой светлой искренней, кроме покаяния Коли, стала «перемена ума» (греческое слово «метанойя» («покаяние») в православной традиции значит «перемена ума»), которую переживает Соня после встречи с Колей в тюрьме:

      «Похоже, она ничего не принесла Коле, кроме этой ненависти ко всем, даже к тем, кто ни в чем и не мог провиниться. А он, Коля, уже перестал ненавидеть убитого им за злобность отца: «Совсем плохих людей не бывает на свете».

      Эти слова теперь не вызвали у Сони негодования — устала негодовать, обреченно задумалась. И сразу же наткнулась на простую и ясную мысль: Коля с отцом прожил всю свою жизнь; можно ли представить, что за всю жизнь, за многие, многие дни его отец был только плохим, только зверем? В конце концов, наверное, и от озверения устают.

      За первой мыслью явилась другая, столь же оглушительно простая и очевидная, — вместе с плохим отцом он, выходит, убил и хорошего!..

      А она от него требовала — гордись собой!

      И все вдруг перевернулось, все потекло в обратную сторону — от ненавидь, от убий. Соня увидела себя глазами Коли, любящими глазами: «Хорошая, добрая, светлой всегда казалась...» И эта добрая, эта светлая с пеной у рта — гордись, что убийца!..

      Погас фонарь над мостовой. Вечер кончился, город на ночь гасил часть уличных огней. Темнота, висевшая где-то над крышами, свалилась ниже. Город словно съежился, оцепенел. Лишь дождь продолжал шуршать в потемках, вкрадчиво жил.

      Соня стояла под дождем на пещерно темной, чужой улице, раздавленная открытием самой себя — до чего же безобразна, как можно такую терпеть другим, как встречаться с людьми, глядеть им в глаза...»

      Повесть заканчивается приходом преображенной Сони к осознавшему свои педагогические ошибки учителю Аркадию Кирилловичу:

      «Аркадий Кириллович посторонился, молча кивнул — заходи.

      Она перешагнула за порог, беспомощно остановилась, бескостная, спеленатая мокрым плащом, с усилием держащаяся на ногах. Губы ее неподатливо пошевелились, но звука не выдавили.

      — Раздевайся, Соня, — попросил Аркадий Кириллович.

      Лицо ее вдруг свело судорогой, она зажмурилась, привалилась к косяку, выворачивая шею, пытаясь спрятать перекошенное лицо, издала надрывный стон, и плечи под плащом заходили от беззвучных рыданий.

      Сулимов, появившийся за спиной Аркадия Кирилловича, должно быть, не узнал сейчас Соню, которую видел мельком в ночь убийства.

      — Что случилось? — спросил он.

      Соня, с выбившимися из-под вязаной шапочки мокрыми патлатыми волосами, измятая, одичавшая, прикусив губы, зажмурившись, давилась в рыданиях.

      — Что?..

      Аркадий Кириллович, пряча под насупленным лбом глаза, ответил:

      — То же самое — всем нам расплата! Ей, пожалуй, больше, чем нам с вами».

     

     Нужно отметить, что после опубликования повесть В. Тендрякова «Расплата» вызвала горячие ожесточенные споры. Повесть широко обсуждалась всей страной. Тендрякову присылали письма и телеграммы – отзывы на его новое произведение. Вопросы, поставленные в нем – о ценности хрупкой человеческой жизни, о взаимном невнимании людей друг к другу, об одиночестве среди близких людей, о неоправданности убийства в мирной жизни в прошлом и настоящем – актуальны и сегодня в духовно-нравственном воспитании молодежи.

     

     

     

     

     

     

     

     Литература:

      Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК И ФПК /Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1998. – 464 с.

     Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? /А. Остапенко //Духовно-нравственное воспитание. – 2008. - № 6. – С. 20-22

      Тендряков, В.Ф Расплата; Ночь после выпуска : Повести : [Для старшего возраста] / Владимир Тендряков ; [Художник В. Самойлов]. — М. : Детская литература, 1989. — 238 с.

      Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь /Под общ. ред. доктора педагогических наук, профессора А.Г. Козловой. – СПб.: Речь, 2007. – 331 с.

     

     

     Практические рекомендации.

     

     Данный материал предназначен для знакомства библиотекарей, других специалистов, работающих с подростками и юношеством с некоторыми духовно-нравственными проблемами, поставленными в творчестве писателя В.Ф.Т. Тендрякова. Наиболее подробно рассматривается повесть «Расплата» для проведения мероприятий с подростками, незнакомыми с текстом повести.