К списку статей о творчестве
Владимир Фёдорович Тендряков. Книги.

НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РАССКАЗА В. ТЕНДРЯКОВА
«
ПАРА
ГНЕДЫХ».

Урок внеклассного чтения в 11 классе  (1 час)

Л. Г. Зазулина

Цели урока:  развивать гуманитарное  мышления в контексте духовной культуры человечества; формировать все виды  компетенций школьников;    воспитывать читательскую культуру учащихся.

Задачи:
-
образовательная: развивать умение определять основные  проблемы текста; учить комплексному анализу текста;
- развивающая: способствовать развитию творческой активность учащихся; совершенствовать навыки сопоставления  искомой проблемы с  подобными в других источниках, сопоставляя их, сравнивать и находить общее и различное; учить анализу и синтезу;
- воспитательная: формировать устойчивые ценностные ориентиры, способствовать духовному возрождению школьников; прививать интерес к Вечной книге.

 Универсальные учебные действия (УУД)

  1. Личностные УУД: уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, прививать знания моральных норм и   стремиться к выработке умения выделять нравственный аспект поведения.
  2. Регулятивные УУД: формировать умения оценивать, контролировать, планировать деятельность; овладевать навыками работы с разными источниками информации; изучать  способы решения проблем.
  3. Коммуникативные УУД: обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции других людей; участвовать в коллективном обсуждении проблем;    строить речевое высказывание как устное, так и письменное.

Формы и методы обучения: фронтальные, индивидуальные; использовать   частично – поисковый, исследовательский методы.

Тип урока: эвристический, овладение новым материалом.

 Подготовка к уроку:  прочитать рассказ В. Тендрякова, а также  главы Библии о равенстве и справедливости. (Исход,  23: 1 – 7; Левит, 19: 1 – 8; Притчи, 28: 1 – 14; Второзаконие, 1: 16 – 17; Евангелие от Матфея, 7: 9 – 12; Послание к  Филиппийцам, 4: 7 – 9; Откровение Иоанна Богослова).
 Значения данных слов определить по Словарю С.И. Ожегова

 Ход урока

Второе горе прошло;
Вот, идёт скоро третье горе.
Откровение Иоанна Богослова, 11:14

I.  МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 

 Слово учителя

23 октября 1983 года в канадском городе Эдмонтоне, столице провинции Альберта был открыт первый в мире памятник жертвам голода 1932 – 1933  годов в СССР. Серый, разорванный сверху круг с чёрным проёмом на месте цифры 12 – разбитый, разорванный круг жизни и времени, а с надломленной его стороны – тянущиеся в мольбе руки, жалкие и беспомощные. Тянущиеся – и незамеченные руки, вопиющие и незамеченные голоса!

Автор памятника – монреальский скульптор Людмила Темертя, её мать испытала на себе этот страшный голод.  В России нет такого памятника и по сей день. Но таким памятником на родине стала  литература. Именно она - русская литература – оплакала, воспела, воздала честь всем погибшим от голода, спланированного коллективизацией. А.Платонов, М. Шолохов, В. Белов, В. Тендряков…Это их произведения не дают забыть ещё одну трагедию нашего  народа.

Сегодня на уроке мы проведём анализ рассказа В.Тендрякова «Пара гнедых», который продолжает тему «великого перелома» в литературе XX века.  В центре нашего внимания  будут нравственные проблемы этого рассказа.

II. ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

 Беседа

- Прочитайте  записанную на доске тему урока, выделите в ней ключевые слова.

- Что такое нравственность? Какие поступки можно отнести к нравственным? Какие - к безнравственным?

- Зависит ли нравственность от обстоятельств, от времени, от страны?

- Существует такое понятие как категории нравственности. Что предполагают данные категории?

- Исходя из  темы урока и учитывая беседу, только что прозвучавшую, сформулируйте проблему урока.

- Задумайтесь, насколько она актуальна сейчас.

 Для учителя

Нравственность – система ценностей, существующих  в форме всеобщих безусловных принципов человеческого бытия; система неписаных  законов, в которых находят  отражение  общепринятые нормы и оценки человеческих поступков;  нравственность проявляется в отношении человека к другим, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.  Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной…

Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность…

 
III
. ЭТАП ОСОЗНАНИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ЗНАНИЙ

 Фронтальная беседа

- Что вы знаете о творческой судьбе писателя В. Тендрякова?

- С какими произведениями  писателя вы уже знакомы?

- Какие кинофильмы по его  произведениям вам удалось посмотреть?

- Его произведения хорошо издавались, по ним ставили кинофильмы, так

 почему уже после смерти писателя заговорили о его  «потаённости»?

- Предположите, что может быть причиной «потаённости»? Какая причина, по вашему мнению, могла быть главной?

 Для учителя

При жизни его произведения достаточно часто издавались, вся страна порой участвовала в обсуждении книг писателя, по ним ставились кинофильмы как для взрослых, так и для  детей. Но сразу после смерти  В. Тендрякова немецкий критик Ральф Шредер резко и горячо заявил о том, что мы не знаем писателя Тендрякова. А в журнале «Новый мир» за  1988 год в № 9 были опубликованы рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна». Это те вещи, которые он писал без надежды на публикацию, в них – безоглядная жажда сказать правду  без всяких компромиссов со своей совестью. Критик Наталия Иванова по этому поводу написала статью с говорящим названием: «Потаённый Тендряков» (Журнал « Юность» за 1989 в № 9) Цель нашего урока состоит также  в том, чтобы, проведя исследование текста рассказа «Пара гнедых», ответить на вопрос, в чем же ещё могла заключаться   «потаённость» В. Тендрякова.

 
IV. ЭТАП ОВЛАДЕНИЯ НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ

 
Анализ  рассказа «Пара гнедых»

Беседа

- Вспомните произведения русской литературы, которые рассказывают о «великом переломе».

- Восстановите   хронологию этих  произведений, повествующих о коллективизации.

 Для учителя

А. Платонов «Котлован» - события происходят в августе 1929 года,   сама же  коллективизация совершается глубокой осенью,  зимой 1929 года. М. Шолохов – роман «Поднятая целина». Описание начала организации колхозов происходит в нём  с января 1930 до лета  этого же года. Действие рассказа «Пара гнедых» начинается летом 1929 года, когда коллективизация ещё впереди.

 - Что нового привнёс в эту тему писатель Тендряков?

 Для учителя

Он не пишет о самом раскулачивании, оно ещё впереди, в рассказе воссоздаётся минута сравнительно мирная, предгрозовая. Героям ещё предстоит перенести и выселение из своей деревни, и эшелоны со спецпереселенцами, и смертный путь на Север или в Сибирь. Они ещё балагурят,  шутят, ещё намерены обмануть судьбу.

 - От чьего лица ведётся повествование?

- В чём своеобразие рассказа?

 Для учителя

Цикл объединён образом рассказчика – Володьки Тенкова, чью жизнь мы просматриваем  от 5 лет до 21 года. По мнению критика Е.Стариковой, рассказы Тендрякова – «…единая симфония на тему духовного пути и созревания того поколения, которое подросло к войне».

Критик Н. Иванова отмечает художественное своеобразие рассказа и в том, что автор как бы соединил две точки зрения: оттуда, из того времени, взгляд пятилетнего мальчика, и – отсюда, из уже нашего времени, времени раздумий, размышлений, это история, написанная  взрослым человеком. В произведении соединяются кристально чистый взгляд ребёнка  на ситуацию обмена и честный, мудрый взгляд человека, способного оценить данную  ситуацию спустя годы.

- На чём строится конфликт  произведения?

- В чём его особенность?

 Для учителя

Конфликт рассказа  на содержательном уровне основан на противопоставлении двух героев: Антона Коробова и Фёдора Васильевича Тенкова. Этот конфликт мы назовём внешним. Однако в произведении существует и другой, глубинный конфликт, мы назовём его внутренним, в котором противопоставлены две системы взглядов на мир, два мировоззрения. С одной стороны, это мир, созданный нравственными принципами Библии и проверенный веками, с другой, ему пытается противостоять идеология новой власти.

Проверка домашнего задания

 Опираясь на данный план, расскажите о главных героях произведения.

   
План - характеристика

1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчеркнуто в портрете? Как это героя характеризует?

2. Речь героя. Каковы особенности речи и о чем они говорят?

3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нем говорит и что именно? Как он относится к разным людям?

4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?

5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нем автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нем? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?

 Для учителя

Антон Коробов не укладывается в привычную схему – богач, кулак, который «скинул с себя бремя частной собственности» и обвёл всех вокруг пальца. «Мне б волю дать, я бы…великую Россию досыта накормил» - эта фраза делает героя удивительно современным. Почему бы ему не поверить? Ведь любили же его дети и животные особенной любовью.

В образе Фёдора Тенкова прослеживаются страшные черты определённого социального типа, для которого цель жизни – неукоснительно выполнить указание партии, любое. В характере Тенкова на первый план выступает не характер (добрый - злой), а именно черты социального типа, порождённого новой идеологией. Но это и фигура трагическая, он ощущает непродуманность своих действий, поэтому, растерянный, ссутулившийся, вызывает жалость сына. Отец, оправдывая бытовые неполадки, говорит: «Историю на дыбки подымаем, а ты о спичках скулишь!» Как часто мы слышали это, когда исторической необходимостью объясняли пренебрежение к «мелкому людскому интересу», когда люди погибали тысячами лишь при рытье «котлована» для абстрактно понимаемого «общепролетарского дома».

 
Работа с терминами «справедливость», «равенство».

 Беседа

- На каких нравственных категориях строится новая жизнь в то «воспалённое  время»? Зачитайте по тексту, как понимали «равенство», «справедливость» герои рассказа, затем определите   значение этих слов - по Словарю С. Ожегова и по Библии.

- В чём разница в толковании терминов «равенство», «справедливость» по Словарю и тексту рассказа Тендрякова?

- Строится ли новое общество по нравственным законам?

Опорная карточка по тексту:

Мальчик:
«Ещё совсем недавно было худо на белом свете – богатые обжирались и бездельничали, бедные голодали и работали. Не было справедливости во всём мире!
За справедливость, за  « кто не работает, тот не ест!» поднял народ Ленин».
«Не было в мире справедливости – она есть!»

Тенков:
«Не речи о равенстве толкуем, а делом занимаемся».

Коробов:
«Ты – мне, я – тебе, а вместе мы Ване Акуле равны?» «Ты наверху, я – внизу - равенство».

Один из мужиков:
«..нынешняя власть божеское равенство устанавливает али какое?»

 
Опорная карточка по Словарю С.И.Ожегова
.

Справедливый – 1)Действующий беспристрастно, в соответствии с истиной.
2) Осуществляемый на законных и честных основаниях.
3) Истинный, правильный

Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства всего общества; их одинаковые политические и гражданские права.

 
Для учителя

Нет добра и сострадания даже в малой ячейке этого общества  среди родных людей, в семье. Вспомните страдания Акули, когда он, «опухший,  трупно – зелёный, с затравленно бегающими глазками», просыпается после попойки, и реакцию его детей и жены. «Вместе со всеми визгливо смеялись над отцом Анька, Манька, Ганька, Панька, а со стороны серьёзно и невозмутимо поплёвывала тыквенной шелухой жена, наблюдала».

Нет добра, участия и в семье самого Федора Тенкова. Пятилетний мальчик обделён любовью и заботой отца, именно поэтому ему  так хочется попасть под ласковые руки Антона Коробова, когда он гладит гнедых.

Под прикрытием идей полного равенства и справедливости вышагивает  лишь пьяница, бездельник Ваня Акуля, «гегемон» с выводком  чад, ничему не обученных, голодно – равнодушных, от рождения готовых к паразитическому цинизму. Тендряков предупреждает: мы ещё пожнём плоды деятельности…акулят, которые рано или поздно  вырастут в акул. Есть ли будущее у общества, построенного на таких нравственных принципах? Вопрос риторический.

 
Беседа по домашнему заданию

- Вы дома  обратились к Вечной книге,  зачитайте цитаты, где объясняются  понятия, что такое  «справедливость», «равенство».

- Почему в рассказе «Пара гнедых» так много цитат из Библии?

-  Как вы объясните  библейские образы, возникающие в произведении? Какова их этимология?

- Почему в рассказе Тендрякова, повествующем об эпохе воинствующего атеизма, звучат имена библейских персонажей?

Почему же рассказ, поднимающий глубочайшие нравственные проблемы, назван    «Пара гнедых»?

 
Опорная карточка по источникам Библии.

Исход, 23: 1 - 7

«Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды».
«И бедному не потворствуй в тяжбе его»
«Если найдёшь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему».
«Удаляйся от неправды, и не умерщвляй невинного и правого; ибо я не оправдаю беззаконника».

Левит, 19: 1 – 8

«Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга».
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь».

Второзаконие, 1 (16 - 17)

«…выслушивайте братьев ваших, и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его».
«Не различайте лиц на суде как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого…»

Притчи, 28: 1 – 14

«…Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна»
«Отступники  от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них».

Послание к Филиппийцам, 4: 7 – 9

« И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
«Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке»

От Матфея 7: 9 – 12

«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его  попросит у него хлеба, подал бы ему камень?»
«И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?»
« И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

 
Для учителя

Рассказ Тендрякова настойчиво отправляет нас к Библии – главному нравственному закону, выдержавшего проверку в две тысячи лет.  Сравнение понятий справедливости, равенства,  как  они объясняются Библией и преподносятся новой  идеологией,   решается в пользу, конечно, Вечной книги. Её истины неизменны и проверены временем.

Следует особое внимание обратить на образ  Санко Овина, устами которого преподносятся постулаты Библии. Этот герой появляется в самые ответственные моменты повествования, то есть образ несёт сюжетообразующее значение. Он предваряет, например,  завязку действия, цитируя  Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие, ибо они насытятся. Блаженны милостивы, ибо помилованы будут… ». Этими строками  Апокалипсиса герой утверждает главное: все равны перед Богом, и в  этом высшая справедливость на Земле.

Несколько странно звучит имя героя:  Санко Овин.  Берём на себя смелость предположить, что « Санко» - это сокращённое от имени «Александр», которое в переводе с греческого обозначает – «мужественный помощник», «защитник людей», а «Овин» - это анаграмма, которую можно прочитать как «Воин». Это Воин, Защитник людей, вооружённый высшим нравственным законом, перед лицом тех опасностей, которые несёт новая идеология.

Обратимся и к имени другого героя, старшего сына Вани Акули, - Иов. Это имя библейского персонажа, праведника наряду с Даниилом и Ноем, оно звучит несколько неожиданно в семье, где другие дети названы: Анька, Манька, Ганька, Панька.  По библейскому преданию, Иов – « человек, испытывающий множество бедствий», поэтому имя данного персонажа можно считать символическим в сложившихся  бытовых и социальных условиях

Критик Н.Иванова называет статью о творчестве писателя «Потаённый Тендряков» (1989). На наш взгляд, «потаённость» его, конечно же, скрыта в многочисленных связях с Вечной книгой, работа с которыми достойна монографического труда. 

 
-
Почему же рассказ, поднимающий глубочайшие нравственные проблемы, назван «Пара гнедых»?

Лошадь в России на рубеже 20-30х годов стала мерилом богатства. Обычно раскулачивали за двух лошадей.  В глазах же ребёнка кони превращаются в сказочных скакунов. Разве не из народной мечты эта песенная «пара гнедых» с их словно только что выкупанными крупами, «отливающими золотом», и их «хрупкими ногами» и «точёными копытами»? Да и сама история добровольного одаривания бедняка бесценным, но таящим опасность богатством тоже сказочна.  Песенно – сказочный мотив рассказа Тендрякова вносит в  произведение элемент утопии, манивший мужика к  неосуществимой мечте о слиянии богатства,  справедливости  и красоты. Таким образом, заглавие как нельзя точно отражает авторскую оценку происходящего.

 
V. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 Задание

Известный режиссёр К.Станиславский предлагал актёрам, чтобы   «оживить» роль, вдохнуть в неё жизнь, сочинить биографию своему герою. Попробуем и мы проследить, не отрываясь от текста, будущее главных персонажей рассказа.

 
 Для учителя

Фёдор Тенков. «…такие не гнутся, да быстро ломаются», - точно  заметит Антон  Коробов. Сможет ли Тенков, миновав «второе горе», сохранить себя в «горе» третьем («аще два грядёт… Аще два ждите…») – в  коллективизации и сталинских репрессиях? Думается, что нет. В нём уже поселилось сомнение в том, что он делает: «Что – то тут не продумано…Что – то тут не совсем…»

Мирон Богаткин: «По твоим костям пройдут и хруста не услышат», - пророчит ему Антон Коробов ту судьбу, которой смог избежать сам. Если вновь обратиться к этимологии имени персонажа, то откроется неожиданное, что сделает проекцию на будущее героя. «Мирон» в переводе с греческого означает «плачущий», а в фамилии его следует обратить внимание на суффикс –ин-, обозначающий  лишь  принадлежность к  чему – либо или кому -  либо (мамин, например). Фамилия, конечно же, была дана с иронией: к богатству он    имеет весьма отдалённое   отношение, ведь в действительности его единственное  сокровище – цинковое корыто, а за всё остальное  «плачущий» может рассчитаться  своей жизнью по условиям того страшного времени.

Антон Коробов: «За красным столом я уж, верно, с товарищем  Смолевичем посижу». Человек, сумевший предвидеть развитие событий в период коллективизации, видимо, сможет приспособиться и к другим мероприятиям новой власти и сохранить жизнь.

Ваня Акуля: он по-прежнему будет беден, так как блюдёт ложную честь бедняцкую. «Не хочу кулацкого! Хочу бедняком! Потому что честь блюду!».

Настоящее его имя – Иван Семенихин. В переводе с древнееврейского имя «Иван»  обозначает «Бог помиловал», «Бог смилостивился», однако в селе его больше знают по прозвищу Акуля, ведь оно чаще всего подмечает   самую суть человека. Так почему же всё – таки Акуля?  Во – первых, акулинка – это род сорной травы, и,  возможно, автор прозвищем подчёркивает потребительство этого персонажа, его бесполезность для общества. Во – вторых, может быть, оно связано со старинным праздником на Руси  Акулины Гречишницы. Руководствуясь этим праздником, сеяли гречку либо за неделю до него либо за неделю после. А вот в сам праздник не принято было работать, чтобы гречка уродилась, в этот день угощали нищих кашей, устраивали праздник каш.

Таким образом, обращаясь к этимологии имён героев, мы открываем новые грани в их образах, этимология помогает увидеть  в рассказе то потаённое,  что скрыто от поверхностного читателя.

 
Слово учителя

Нравственные  проблемы, поставленные  в рассказе Тендрякова, - это не дань времени: что такое справедливость, равенство, человечность, умение сострадать, что есть духовная жизнь человека – понятия нравственные,  они не могут устареть. Это проблемы Вечные, решить их   как – либо по – своему не удавалось ни одной общественной формации, в каком бы времени она не возникала. Нравственным эталоном  всегда оставалась Библия.

Об отсутствии нравственных устоев, как у тех, кто задумал раскулачивание, так и у системы в целом,  говорят «документальные  реплики» автора. Сколько их было, безвозвратно ушедших в небытие, мы никогда не узнаем. И только Память, благодарная Память, что они были, сохранит их след на земле.

  
VI. РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ

Беседа

- Восстановите ход нашего урока. На каком этапе возник у вас интерес к проблеме урока?  Почему? Если не возник, то также почему?

- Насколько эта проблема была нова для вас?

- Чем обогатил вас  сегодняшний  урок?

- Есть ли в вашей семье память о событиях, которые были сегодня в центре нашего внимания? Можете ли вы рассказать о высланных членах вашей семьи?

 
VII.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНИКА).

 Исследование:

 - Этимология имен героев рассказа.

 - Лексическая неоднородность    рассказа «Пара гнедых.

 Сочинение-рассуждение:  

- В чём нравственная сила  добра?

- Почему нужно быть милосердным?  

Создать иллюстрации к произведению В. Тендрякова.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. - Любое  издание.
2. Есин, А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. – Изд. 4–е. – М.: Флинта; Наука, 2000. – 247 с.
3. Иванова, Н. Потаённый Тендряков // Юность. – 1989. - № 9. – С. 84.
4. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения / Б.О. Корман. – М.: Просвещение, 1972. – 109 с.
5. Маймин, Е. А. Опыт литературного анализа / Е. А. Маймин. - М.: Просвещение, 1972. – 207 с.
6. Старикова, Е. Шаги командора: о рассказах В. Тендрякова // Знамя. -1989. - № 2. - С. 223-231.
7. Тендряков, В. Ф. Пара гнедых: рассказ.  – Любое издание.