|
|
|
|
К списку статей о творчестве
НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
РАССКАЗА В.
ТЕНДРЯКОВА Урок внеклассного чтения в 11 классе (1 час) Л. Г. Зазулина Задачи: Универсальные
учебные действия (УУД)
Формы
и методы обучения:
фронтальные, индивидуальные; использовать частично
– поисковый,
исследовательский методы. Тип
урока: эвристический, овладение новым
материалом.
Второе
горе прошло; I.
МОТИВАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
23 октября 1983 года в канадском городе Эдмонтоне, столице провинции Альберта был открыт первый в мире памятник жертвам голода 1932 – 1933 годов в СССР. Серый, разорванный сверху круг с чёрным проёмом на месте цифры 12 – разбитый, разорванный круг жизни и времени, а с надломленной его стороны – тянущиеся в мольбе руки, жалкие и беспомощные. Тянущиеся – и незамеченные руки, вопиющие и незамеченные голоса! Автор памятника – монреальский скульптор Людмила Темертя, её мать испытала на себе этот страшный голод. В России нет такого памятника и по сей день. Но таким памятником на родине стала литература. Именно она - русская литература – оплакала, воспела, воздала честь всем погибшим от голода, спланированного коллективизацией. А.Платонов, М. Шолохов, В. Белов, В. Тендряков…Это их произведения не дают забыть ещё одну трагедию нашего народа. Сегодня на уроке мы проведём анализ рассказа В.Тендрякова «Пара гнедых», который продолжает тему «великого перелома» в литературе XX века. В центре нашего внимания будут нравственные проблемы этого рассказа. II.
ЭТАП
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ - Прочитайте записанную на доске тему урока, выделите в ней ключевые слова. - Что такое нравственность? Какие поступки можно отнести к нравственным? Какие - к безнравственным? - Зависит ли нравственность от обстоятельств, от времени, от страны? - Существует такое понятие как категории нравственности. Что предполагают данные категории? - Исходя из темы урока и учитывая беседу, только что прозвучавшую, сформулируйте проблему урока. - Задумайтесь, насколько она актуальна сейчас. Нравственность
– система
ценностей, существующих в форме всеобщих
безусловных принципов человеческого бытия; система неписаных законов, в которых находят
отражение общепринятые нормы и
оценки человеческих
поступков; нравственность проявляется в
отношении человека к другим, к семье, коллективу, родине, народу в
целом, к
самому себе. Основным критерием
нравственности является чувство ответственности перед коллективом,
обществом,
самим собой, родиной… Категории
нравственности:
добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода,
добросовестность… - Что вы знаете о творческой судьбе писателя В. Тендрякова? - С какими произведениями писателя вы уже знакомы? - Какие кинофильмы по его произведениям вам удалось посмотреть? - Его произведения хорошо издавались, по ним ставили кинофильмы, так почему уже после смерти писателя заговорили о его «потаённости»? - Предположите, что может быть причиной «потаённости»? Какая причина, по вашему мнению, могла быть главной? При жизни
его произведения достаточно часто издавались, вся страна
порой участвовала в обсуждении книг писателя, по ним ставились
кинофильмы как
для взрослых, так и для детей. Но сразу
после смерти В. Тендрякова немецкий
критик Ральф Шредер резко и горячо заявил о том, что мы не знаем
писателя
Тендрякова. А в журнале «Новый мир» за
1988 год в № 9 были опубликованы рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб
для
собаки», «Параня», «Донна Анна». Это те вещи, которые он писал без
надежды на
публикацию, в них – безоглядная жажда сказать правду
без всяких компромиссов со своей совестью.
Критик Наталия Иванова по этому поводу написала статью с говорящим
названием:
«Потаённый Тендряков» (Журнал « Юность» за 1989 в № 9) Цель нашего
урока
состоит также в том, чтобы, проведя
исследование текста рассказа «Пара гнедых», ответить на вопрос, в чем
же ещё
могла заключаться «потаённость»
В. Тендрякова.
Беседа - Вспомните произведения русской литературы, которые рассказывают о «великом переломе». - Восстановите хронологию этих произведений, повествующих о коллективизации. А.
Платонов «Котлован» - события происходят в августе 1929 года, сама же коллективизация
совершается глубокой осенью, зимой 1929
года. М. Шолохов – роман «Поднятая
целина». Описание начала организации колхозов происходит в нём с января 1930 до лета этого
же года. Действие рассказа «Пара
гнедых» начинается летом 1929 года, когда коллективизация ещё впереди. Он не пишет о самом раскулачивании, оно ещё впереди, в рассказе воссоздаётся минута сравнительно мирная, предгрозовая. Героям ещё предстоит перенести и выселение из своей деревни, и эшелоны со спецпереселенцами, и смертный путь на Север или в Сибирь. Они ещё балагурят, шутят, ещё намерены обмануть судьбу. - В чём своеобразие рассказа? Цикл
объединён образом рассказчика – Володьки Тенкова, чью жизнь мы
просматриваем от 5 лет до 21 года. По
мнению критика Е.Стариковой, рассказы Тендрякова – «…единая симфония на
тему
духовного пути и созревания того поколения, которое подросло к войне». Критик Н.
Иванова отмечает художественное своеобразие рассказа и в том,
что автор как бы соединил две точки зрения: оттуда, из того времени,
взгляд
пятилетнего мальчика, и – отсюда, из уже нашего времени, времени
раздумий,
размышлений, это история, написанная взрослым
человеком. В произведении соединяются кристально
чистый
взгляд ребёнка на ситуацию обмена и
честный, мудрый взгляд человека, способного оценить данную ситуацию спустя годы. - В чём его особенность? Конфликт рассказа на
содержательном уровне основан на
противопоставлении двух героев: Антона Коробова и Фёдора Васильевича
Тенкова. Этот
конфликт мы назовём внешним. Однако в произведении существует и другой,
глубинный конфликт, мы назовём его внутренним, в котором
противопоставлены две
системы взглядов на мир, два мировоззрения. С одной стороны, это мир,
созданный
нравственными принципами Библии и проверенный веками, с другой, ему
пытается
противостоять идеология новой власти. 1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчеркнуто в портрете? Как это героя характеризует? 2. Речь героя. Каковы особенности речи и о чем они говорят? 3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нем говорит и что именно? Как он относится к разным людям? 4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении? 5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нем автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нем? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит? Для учителя Антон Коробов не укладывается в привычную
схему – богач, кулак, который «скинул с себя бремя частной
собственности» и
обвёл всех вокруг пальца. «Мне б волю дать, я бы…великую Россию досыта
накормил» - эта фраза делает героя удивительно современным. Почему бы
ему не
поверить? Ведь любили же его дети и животные особенной любовью. В образе Фёдора Тенкова прослеживаются
страшные черты определённого социального типа, для которого цель жизни
– неукоснительно
выполнить указание партии, любое. В характере Тенкова на первый план
выступает
не характер (добрый - злой), а именно черты социального типа,
порождённого
новой идеологией. Но это и фигура трагическая, он ощущает
непродуманность своих
действий, поэтому, растерянный, ссутулившийся, вызывает жалость сына.
Отец,
оправдывая бытовые неполадки, говорит: «Историю на дыбки подымаем, а ты
о спичках
скулишь!» Как часто мы слышали это, когда исторической необходимостью
объясняли
пренебрежение к «мелкому людскому интересу», когда люди погибали
тысячами лишь
при рытье «котлована» для абстрактно понимаемого «общепролетарского
дома». - На каких нравственных категориях строится новая жизнь в то «воспалённое время»? Зачитайте по тексту, как понимали «равенство», «справедливость» герои рассказа, затем определите значение этих слов - по Словарю С. Ожегова и по Библии. - В чём разница в толковании терминов «равенство», «справедливость» по Словарю и тексту рассказа Тендрякова? - Строится ли новое общество по нравственным законам? Опорная
карточка по тексту: Мальчик: Тенков: Коробов: Один из мужиков:
Справедливый –
1)Действующий беспристрастно, в соответствии с истиной. Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства всего общества; их одинаковые политические и гражданские права.
Нет добра и сострадания даже в малой ячейке
этого общества среди родных людей, в
семье. Вспомните страдания Акули, когда он, «опухший,
трупно – зелёный, с затравленно бегающими
глазками», просыпается после попойки, и реакцию его детей и жены.
«Вместе со
всеми визгливо смеялись над отцом Анька, Манька, Ганька, Панька, а со
стороны
серьёзно и невозмутимо поплёвывала тыквенной шелухой жена, наблюдала». Нет добра, участия и в семье самого Федора
Тенкова. Пятилетний мальчик обделён любовью и заботой отца, именно
поэтому ему так хочется попасть под
ласковые руки Антона
Коробова, когда он гладит гнедых. Под прикрытием идей полного равенства и справедливости вышагивает лишь пьяница, бездельник Ваня Акуля, «гегемон» с выводком чад, ничему не обученных, голодно – равнодушных, от рождения готовых к паразитическому цинизму. Тендряков предупреждает: мы ещё пожнём плоды деятельности…акулят, которые рано или поздно вырастут в акул. Есть ли будущее у общества, построенного на таких нравственных принципах? Вопрос риторический.
- Почему в рассказе «Пара гнедых» так много цитат из Библии? - Как вы объясните библейские образы, возникающие в произведении? Какова их этимология? - Почему в рассказе Тендрякова, повествующем об эпохе воинствующего атеизма, звучат имена библейских персонажей? - Почему же рассказ, поднимающий глубочайшие нравственные проблемы, назван «Пара гнедых»?
Исход,
23: 1 - 7 «Не следуй за
большинством на
зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды». Левит, 19: 1 – 8 «Не крадите, не лгите
и не
обманывайте друг друга». Второзаконие, 1 (16 - 17) «…выслушивайте
братьев ваших, и
судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его». Притчи, 28: 1 – 14 «…Когда страна
отступит от
закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже
она
долговечна» Послание к Филиппийцам, 4: 7 – 9 « И мир Божий,
который превыше
всякого ума, соблюдает сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». От Матфея 7: 9 – 12 «Есть ли между вами
такой
человек, который, когда сын его попросит
у него хлеба, подал бы ему камень?»
Рассказ Тендрякова настойчиво отправляет нас
к Библии – главному нравственному закону, выдержавшего проверку в две
тысячи
лет. Сравнение понятий справедливости,
равенства, как они
объясняются Библией и преподносятся
новой идеологией,
решается в пользу, конечно, Вечной книги. Её
истины неизменны и проверены временем. Следует особое внимание обратить на
образ Санко Овина, устами которого
преподносятся постулаты Библии. Этот герой появляется в самые
ответственные
моменты повествования, то есть образ несёт сюжетообразующее значение.
Он предваряет,
например, завязку действия, цитируя Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие, ибо они
насытятся.
Блаженны милостивы, ибо помилованы будут… ». Этими строками Апокалипсиса герой утверждает главное: все
равны перед Богом, и в этом высшая
справедливость на Земле. Несколько странно звучит имя героя: Санко
Овин.
Берём на себя смелость предположить, что « Санко» - это
сокращённое от
имени «Александр», которое в переводе с греческого обозначает –
«мужественный
помощник», «защитник людей», а «Овин» - это анаграмма, которую можно
прочитать
как «Воин». Это Воин, Защитник людей, вооружённый высшим нравственным
законом,
перед лицом тех опасностей, которые несёт новая идеология. Обратимся и к имени другого героя, старшего
сына Вани Акули, - Иов. Это имя библейского персонажа, праведника
наряду с
Даниилом и Ноем, оно звучит несколько неожиданно в семье, где другие
дети
названы: Анька, Манька, Ганька, Панька. По
библейскому преданию, Иов – « человек, испытывающий множество
бедствий»,
поэтому имя данного персонажа можно считать символическим в сложившихся бытовых и социальных условиях Критик Н.Иванова называет статью о
творчестве писателя «Потаённый Тендряков» (1989). На наш взгляд,
«потаённость»
его, конечно же, скрыта в многочисленных связях с Вечной книгой, работа
с
которыми достойна монографического труда.
Известный режиссёр К.Станиславский предлагал
актёрам, чтобы «оживить»
роль, вдохнуть в неё жизнь, сочинить
биографию своему герою. Попробуем и мы проследить, не отрываясь от
текста,
будущее главных персонажей рассказа.
Фёдор Тенков. «…такие не гнутся, да быстро ломаются», - точно заметит Антон Коробов. Сможет ли Тенков, миновав «второе горе», сохранить себя в «горе» третьем («аще два грядёт… Аще два ждите…») – в коллективизации и сталинских репрессиях? Думается, что нет. В нём уже поселилось сомнение в том, что он делает: «Что – то тут не продумано…Что – то тут не совсем…» Мирон Богаткин: «По твоим костям пройдут и хруста не услышат», - пророчит ему Антон Коробов ту судьбу, которой смог избежать сам. Если вновь обратиться к этимологии имени персонажа, то откроется неожиданное, что сделает проекцию на будущее героя. «Мирон» в переводе с греческого означает «плачущий», а в фамилии его следует обратить внимание на суффикс –ин-, обозначающий лишь принадлежность к чему – либо или кому - либо (мамин, например). Фамилия, конечно же, была дана с иронией: к богатству он имеет весьма отдалённое отношение, ведь в действительности его единственное сокровище – цинковое корыто, а за всё остальное «плачущий» может рассчитаться своей жизнью по условиям того страшного времени. Антон Коробов: «За красным столом я уж, верно, с товарищем Смолевичем посижу». Человек, сумевший предвидеть развитие событий в период коллективизации, видимо, сможет приспособиться и к другим мероприятиям новой власти и сохранить жизнь. Ваня Акуля: он по-прежнему будет беден, так как блюдёт ложную честь бедняцкую. «Не хочу кулацкого! Хочу бедняком! Потому что честь блюду!». Настоящее его имя – Иван Семенихин. В переводе с древнееврейского имя «Иван» обозначает «Бог помиловал», «Бог смилостивился», однако в селе его больше знают по прозвищу Акуля, ведь оно чаще всего подмечает самую суть человека. Так почему же всё – таки Акуля? Во – первых, акулинка – это род сорной травы, и, возможно, автор прозвищем подчёркивает потребительство этого персонажа, его бесполезность для общества. Во – вторых, может быть, оно связано со старинным праздником на Руси Акулины Гречишницы. Руководствуясь этим праздником, сеяли гречку либо за неделю до него либо за неделю после. А вот в сам праздник не принято было работать, чтобы гречка уродилась, в этот день угощали нищих кашей, устраивали праздник каш. Таким образом, обращаясь к этимологии имён героев, мы открываем новые грани в их образах, этимология помогает увидеть в рассказе то потаённое, что скрыто от поверхностного читателя.
Нравственные проблемы, поставленные в рассказе Тендрякова, - это не дань времени: что такое справедливость, равенство, человечность, умение сострадать, что есть духовная жизнь человека – понятия нравственные, они не могут устареть. Это проблемы Вечные, решить их как – либо по – своему не удавалось ни одной общественной формации, в каком бы времени она не возникала. Нравственным эталоном всегда оставалась Библия. Об отсутствии нравственных устоев, как у тех, кто задумал раскулачивание, так и у системы в целом, говорят «документальные реплики» автора. Сколько их было, безвозвратно ушедших в небытие, мы никогда не узнаем. И только Память, благодарная Память, что они были, сохранит их след на земле. - Восстановите ход нашего урока. На каком этапе возник у вас интерес к проблеме урока? Почему? Если не возник, то также почему? - Насколько эта проблема была нова для вас? - Чем обогатил вас сегодняшний урок? - Есть ли в вашей семье память о событиях, которые были сегодня в центре нашего внимания? Можете ли вы рассказать о высланных членах вашей семьи?
- Этимология имен героев рассказа. - Лексическая неоднородность рассказа «Пара гнедых. Сочинение-рассуждение:
- В чём нравственная сила добра? - Почему нужно быть милосердным? Создать
иллюстрации к произведению В. Тендрякова. 1. Библия. - Любое издание. |
|
|
|
|