К списку статей о творчестве

Зазулина, Л. Изучение повести В Тендрякова «Расплата» в 10-м классе / Л. Зазулина // Литература. – 2000. - №3. – С.2.


ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ В.ТЕНДРЯКОВА «РАСПЛАТА»


Урок 1-2.

1. Вступительное слово учителя.

«Сейчас у человека на планете нет врагов - силы природы не представляют для нас главной опасности. Самый грозный враг человека - он сам, его разобщённость и непонимание. Мне нужно понять вас. Вам меня. Без этого немыслимо наше общее будущее» (Из выступления. Лейпциг, 1975, архив писателя).

Тема понимания человека другим человеком - основная во многих произведениях В.Тендрякова. Сегодня на уроке мы поведём разговор о повести «Расплата» (1979).


2. Сообщение ученика о возникновении замысла повести.

В.Тендряков рассказывал: «Один из моих очень близких знакомых, медик по профессии, однажды рассказал мне, что по просьбе следственных органов ему пришлось освидетельствовать мальчика убившего своего отца. Он должен был решить, вменяем ли мальчик или невменяем. Факт поразил меня... Прошло время».

Писателя не оставляла в покое эта история. Он решил позвонить следователю, чтобы узнать конец истории. «Ответ следователя поразил меня ещё больше: «Мальчик убил отца? Это когда? У меня ведь таких случаев очень много».

(Из выступления В.Тендрякова в пединституте, 1982).

Повесть широко обсуждалась всей страной. Тендрякову присылали письма и телеграммы - отзывы на его новое произведение. А однажды прислали стенограмму трёхчасового обсуждения повести «Расплата», где сообщалось, что мнения разделились: и за, и против Кольки были многие.


III. Беседа с учащимися.

- Как вы понимаете слово «расплата»?

В словаре С.И. Ожегова отмечено два значения слова:

1) то же, что расплатиться (уплатить полностью, в переносном значении - отомстить, наказать и понести наказание за что-нибудь);

2)кара, возмездие.

- Какое из значений можно соотнести с названием повести?

Итак, расплата - кара, возмездие. Но за что? Кому?

Ответ мы сможем найти, дав анализ системы образов повести.


IV. Работа в группах с опорой на информационные карточки (в группе 3-4 школьника).


Информационная карточка № 1

Евдокия Корякина. Часть l главы 4, 9, 11,17,18

Ключевые фразы:

«Дивишься - слёзы не лью. Оне у меня все раньше пролиты - ни слезинки не осталось». «В позорище зачала, в стыде выносила, в горестях вынянчила!» «Рафаилку ещё в утробе невзлюбила...» «...Увидала на рученьках его ноготки малюсенькие...» «Время крутое - голодуха кругом...» «...Придёшь в барак - кажная косточка кричмя кричит...» «Иль мать за родного сына не ответчица?» «Незаконный он у меня...» «...Все потешались, в глаза мне его подкулачником называли...»

Творческие задания и вопросы.

1.Создайте словесный портрет героини, начиная с фразы: «Представьте себе высокую, костлявую старуху лет 60, с уродливыми, узловатыми венами на ногах, с большими, раздавленными работой руками...»

2.Расскажите о героине от первого лица

«Я, Евдокия Корякина, родилась в деревне. Отца не помню, в первую ещё войну ушёл и не вернулся, и мать померла, когда мне шестнадцать стукнуло...»

3. Как к вашей героине относится автор?


Информационная карточка № 2

Анна Васильевна Корякина

Часть I, главы 1, 4, 11, 14 Часть II, главы 4, 12, 13

Ключевые фразы:

«Хотела, не хотела, а всё делала, чтобы сын отца убил». «Муж лютует - сын весь исходится, а мне приятно, сладко так, не насытюсь, ещё, ещё...» «Радовалась слишком, что ненавидит Колька отца лютой ненавистью...» «...Тиха да покладиста...» «Ну кто мешал мне развестись со зверем?» «...Побил меня на другой день после свадьбы». «...И одна как перст...» «...Девятнадцать только исполнилось...» «...Ублажала, сапоги с пьяного стаскивала...» «Милости прошу - меня-а, меня-а судите!»

Творческие задания и вопросы

1. Нарисуйте портрет героини, начните со слов: «Представьте себе маленькую, хрупкую женщину 37 лет. На бледном лице кривится тёмный рот, глубоко запавшие глаза...»

2. Расскажите о героине от первого лица.

«Я, Анна Васильевна Корякина, родилась в 1937 году, домохозяйка...»

3. Как к вашей героине относится автор?


Информационная карточка №3

Рафаил Корякин

Часть I, главы 2, 3, 9, 12, 14, 16,18,21 Часть II, главы 12, 15

Ключевые фразы:

«В беде родился, бедой и кончил». «...Всё-то времечко от него к другим беда шла» (мать). «Он же мне жизнь вывернул...» «Всем-то он жизнь портил...» (мать). «Не дайте ему других губить» (мать). «...Родился нечаянно и умер невзначай, отца не знал, от сына погиб...» (мать). «Бешеного Рафку... знала с девичества» (Людмила). «Здоровый и бешеный» (сын). «И часто пьяным ревел...» «Он раз в ванной повеситься хотел...» (сын). «Умереть он хотел!» (сын). «...Кого невзлюбит, жизни не даст» (жена). «Не любя женился, ненавидя жил». «Мог рубаху последнюю скинуть - бери, только опосля жди - кожу сдерёт». «Он и себе-то нисколечко не нравился» (мать). «...Сам недоедал, а собаку кормил». «Отец радовался не меньше Кольки...» «Отец любил собак и птиц...» «...У дурного парня ловкие руки...» «Он палачом был» (Соня). «Он человек, Соня, не зверь». «Совсем плохих людей не бывает на свете». «Мой отец любил меня, Соня». «...И придёт отец. И можно с ним досыта наговориться» (Коля).

Творческие задания и вопросы

1. Создайте словесный портрет героя. Можно начать со следующей фразы: «Представьте себе рослого мужчину со спутанной соломенной волоснёй, с тем ошпаренным цветом лица, который бывает лишь у особого типа блондинов...»

2. Расскажите о герое от первого лица.

«Я, Корякин Рафаил Иванович, родился в 1932 году (скорее всего, в мае)».

3. Оцените героя с позиций автора.


Информационная карточка № 4

Людмила Пухова

Часть I, главы 11,14

Часть II, главы 13, 15

Ключевые фразы:

«Он по Милке Краснухиной с ума сходил...» «Пятнадцати лет мне не исполнилось - одна на всём свете...» «Я ей вместо старшей сестры...» «Они уже давно приятельствовали, с конца войны, считай, - тихий да буйный, дельный да беспутный...» «Всю жизнь грех свой замаливала...» «И как мне не страдать, совестью не мучиться». «...А жалею, что тогда за Рафаила не вышла».

Творческие задания и вопросы

1. Создайте словесный портрет Людмилы. Можно начать его со следующей фразы: «Представьте себе дородную женщину с осанкой ушедшей со сцены драматической актрисы...».

2. Расскажите о героине от первого лица.

«Я, Людмила Михайловна Пухова, рано осталась одна...»

3. Оцените героиню с позиций автора.


Информационная карточка №-5

Пухов Илья

ЧастьI, главы 11, 14, 16, 18

Часть II, глава 8 Ключевые фразы

«...Пока один тихонький молодец не нашёлся...» «...Ох и ловок, любого обкрутит...» «...Не мог не сознавать, что его опека растлевает Рафаила Корякина...» «...Мастер Корякин - моё произведение...» «...Оторвись он от меня - совсем сойдёт с круга...»

Творческие задания и вопросы

1. Нарисуйте словесный портрет Ильи Пухова. Можно начать с фразы: «Представьте себе человека, у которого всё умеренно, приглажено, ничто не бросалось в глаза: полноват без дородства, прост лицом...»

2. Создайте художественную биографию героя и расскажите её от первого лица.

«Я, Пухов Илья Афанасьевич, вырос в том же посёлке, что и Рафаил Корякин...»

3. Оцените героя с позиций автора.


Информационная карточка № 6

Соломон Рабинович

Часть I, глава 16

Часть II, главы 2, 3

Ключевые фразы:

«И вы не сможете понять нас с Даней, которых никто никогда не любил, а все отворачивались». «Мы близкие друзья безвременно погибшего...» «Но мы с Даней и сейчас... храним ему верность...» «...Мы с Даней всё ему прощаем». «...Вы видите перед собой подручных... подручных убийцы». «Сами скорбим, но... пьём!»

Творческие задания и вопросы

1. Нарисуйте словесный портрет героя. Начните со слов: «Представьте себе низенького, с петушиной осаночкой, прыгающими глазами и наигранной бравадой явно робеющего человека...»

2. Расскажите о герое, начиная со слов:

«Я. Соломон Борисович Рабинович, 49 лет назад родился в местечке Выгода под Одессой...»

3. Определите авторское отношение к Соломону и Даниле.


Информационная карточка № 7

Данила Клоповин

Часть I, главы 1,16.

Часть II, главы 2, 3

Ключевые фразы:

«...Из-под молотилки шапку зерна унёс... с голодухи...» «...Нас с Даней наняли в покрасочный цех». «...Каемся, пристрастны к зелью». «Каждый из нас за него готов продать душу». «Свободы-то он и не получал - прыгай сразу в угар». «Один стыд не заливается этим снадобьем». «Если Пуховы извергают навоз, то мы им питаемся». «...Мог быть порой красноречивее своего велеречивого друга».

Творческие задания и вопросы

1. Создайте словесный портрет Данилы Клоповина, начав с фразы: «Представьте себе громоздкодлинного типа, неподвижная физиономия которого выражала лишь извечную сонливость...»

2. Расскажите о герое от первого лица.

«Я, Данила Васильевич Клоповин, родился в деревне Шишихе...»

3. Определите отношение автора к Даниле.


Информационная карточка № 8

Соня Потехина

Часть I, главы 1, 6, 15, 20

Часть II, главы 5, 6, 7, 10, 11, 14, 15, 17

Ключевые фразы:

«Соня всегда со всеми ладила и уж ни к кому никогда не испытывала ненависти...» «В эти минуты рождалась заступница...» «Восхищаться надо - не ужасаться!» «А за что простить? За то, что он мать спасал от зверя?» «Убить, чтоб жить было можно!» «Соня - его совесть, Соня - вершина...» «С детства она была незаметной...» «...Пусть сбесившийся алкаш мать родную...» «Он ещё не знает, что она, Соня... гордится им». «...Она глядела на него плавящимися глазами». «...Я ...ты знаешь, всегда тобой любовалась». «Вдруг ты - за убийство». «Надо было убить, надо!» «Прибежала и встретила... слизняка!» «...Да какой смеет её гнать, её, верную, любящую...» «Если б можно его несчастье взять на себя... Взяла бы!» «...Ошпарила ненависть к ним...» «...Неудержимо ненавидела всех...» «Соня стояла под дождём... раздавленная открытием самой себя...».

Творческие задания и вопросы

1. Создайте словесный портрет Сони Потехиной. Начать его можно так: «Представьте себе девушку с тонкими косичками, бледное лицо в болевой гримаске...»

2. Создайте художественную биографию Сони и расскажите её от первого лица.

«Я, Соня Потехина, учусь в 9 «А» классе, живу в одном подъезде с Колей Корякиным, на четвёртом этаже (дом 6 по улице Менделеева). Мой отец...»

3. Оцените героиню с позиций автора.


Информационная карточка № 9

Коля Корякин

Часть I, главы 1, 3, 10, 12, 13, 21

Часть II, главы 1, 4, 5, 6, 7,10,11,14,15,16

Ключевые фразы:

«...Плохо учился, вызывающе грубил учителям, часто срывался на истерику...» «...Вдруг резко изменился...» «Мать разряжала, а я снова заряжал...» «Он... он, наверное, хотел... чтоб я его... убил». «Он... даже любил меня». «Ненавидеть он теперь уже не мог». «Нет спасения от жалости, от раскаяния и от... ненависти к себе». «Он же не всегда был плохим» (об отце). «Только сейчас открылось - убийца любит убитого». «...Его уже не за что ненавидеть». «...Навсегда заразился недовольством собой». «...Стыдиться меня нужно и... ненавидеть». «Я сам себя ненавижу...» «Коля! Ты самый решительный, самый справедливый...» (Соня).

Творческие задания и вопросы

1. Создайте словесный портрет Коли Корякина. Можно начать с такой фразы: «Представьте себе долговязого парнишку в майке и узких джинсах на тонких ногах, с неуклюжей журавлиной поступью...»

2. Создайте художественную биографию Коли и расскажите её от первого лица.

«Я, Корякин Коля, родился 2 ноября 1958 года...»

3. Оцените героя с позиций автора.


Информационная карточка № 10

Аркадий Кириллович Памятнов

Часть I, главы 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 20

Часть II, главы 3, 6, 7, 9, 16, 17

Ключевые фразы:

«...Педагог в нём родился одной ночью...» «Горел немецкий госпиталь...». «...Трагедия ни для кого не была чужой...» «...Ничто не вытравит в людях человеческое...» «...В каждом нерастраченные запасы человечности». «Литература помогла... завязать в школе сложное соперничество за достоинство». «Его ученик убил своего отца!» «...Стал нервом школы, её совестью, её становым хребтом». «...Ищите путь друг к другу».

Творческие задания и вопросы

1. Создайте словесный портрет героя. Можно начать с фразы: «Представьте себе человека невысокого роста, в потёртом, мешковатом костюме, лицо пасмурно-спокойно».

2. Создайте художественную биографию героя и передайте её от первого лица.

«Мне 54 года, работаю учителем литературы в школе. Прошёл войну и закончил её в звании капитана...»

3. Оцените своего героя с позиций автора.


Заслушиваются ответы членов всех групп, дополняются, уточняются.


V. Подведение итогов работы в группах.

Беседа.

  1. Кто виноват в преступлении, которое совершил Колька Корякин?

  2. Почему повесть называется «Расплата»? Расплата с кем и за что?

  3. В чём идея повести В.Тендрякова?


Урок-диспут (№ 3)

Примерные вопросы для обсуждения.

1. «Гений и злодейство - две вещи несовместные», - утверждал А.Пушкин. Можно ли совместить счастье и убийство?

2. Можно ли убить ради жизни?

3. Можно ли гордиться Колькой?

4. Аркадий Кириллович, споря со Славой Кермелевым, сказал: «Если этот случай с Колей Корякиным пройдёт сейчас мимо вас, никак не изменит, то вы... нет!., вы не будете по- настоящему счастливы в жизни». Согласны ли со словами учителя?

5. Эпиграфом к уроку были слова Джона Донна: «Нет человека, который был бы как остров. Каждый человек - часть материка». Как вы понимаете эти слова? Можно ли соотнести их с повестью В.Тендрякова?

6. Кто виноват в преступлении? Человек, совершивший убийство? Общество? Семья? (Помните слова Евдокии Корякиной: «Сама ж признаюсь открыто - неправедно жила, урода добрым людям сотворила»?) Могла ли школа подтолкнуть своего ученика к отцеубийству?

7. Каково значение опыта в жизни человека? Вспомните, что об этом говорил Коля?

8. «Совсем плохих людей не бывает на свете», - выстрадал Коля Корякин.

Согласны ли вы с его утверждением?


Домашнее задание.

1. Напишите дневник Коли Корякина, в котором проследите историю преступления.

2.Сочинение-рассуждение «Кто виноват в преступлении Коли Корякина».

3.Рецензия на повесть В.Тендрякова «Расплата».

4.Протокол одного преступления.

5.Нарисуйте героев повести В.Тендрякова