К списку статей о творчестве

Л. Г. Зазулина

Деловая игра

СУД ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Урок внеклассного чтения по повести В. Тендрякова Расплата
в 10 – 11 классах (2 часа)


 Цели урока:  формировать коммуникативную  компетенцию школьников;   прививать навык работы в нестандартной ситуации; воспитывать  читательскую культуру учащихся.

Задачи:

  • обучающая: способствовать освоению новых форм поиска информации, а также обработке её и анализу;   
  • развивающая: развивать речевую и мыслительную деятельность, ораторские способности; способствовать формированию коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развития креативности на уроке;  
  • воспитательная: приобщать учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности;
  • совершенствовать умение работать в группе.

 Универсальные учебные действия (УУД)

  1. Личностные УУД: школьники умеют соотносить различные источники, отражающие один и тот же факт, и выделять нравственный аспект этого факта, соотнося его и с собственным поведением, и с принятыми этическими нормами.    
  2. Регулятивные УУД: учащиеся формируют умения оценивать, контролировать, планировать деятельность; овладевать навыками самоорганизации.
  3. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; нести личную ответственность за принятое решение.  

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; проблемно-диалоговый,   исследовательский методы.

Тип урока:  деловая игра, получение новых знаний

Подготовка к уроку: прочитать повесть В. Тендрякова Расплата; посмотреть фильм Н. Михалкова Двенадцать.

 

Ход урока

 Закон превыше всего, но как быть,
когда милосердие оказывается выше закона.

Б. Тосья

I. МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Слово учителя  

Сегодня на уроке все вы, ребята,  станете участниками Суда присяжных заседателей.  В нашей стране этот суд был возрождён в 2003 году, хотя до революции Суды присяжных были обычным делом в судопроизводстве России. В него входят двенадцать человек,  они избираются произвольно, с помощью компьютера;  присяжные  не имеют специального  юридического образования, но среди представителей Суда присяжных  бывают и профессионалы, знающие Уголовный кодекс.  Присяжные  рассматривают дела    особо сложные  и только по заявлению предполагаемого преступника. Главное условие этого суда – решение принимается   единогласно: либо все 12 за, либо все 12 против. А теперь обратимся к повести В. Тендрякова Расплата.

II. ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Беседа

- О чём это произведение? Передайте его сюжет.
- Определите главную тему повести Расплата.
- Сформулируйте проблему этого произведения.
- Как вы предполагаете, кто виноват в совершённом преступлении? Можно ли на этот вопрос ответить однозначно?
- Сформулируйте  цель для  Суда присяжных заседателей, которых пригласили, чтобы  разрешить  сложнейший  вопрос.  

Для учителя

Многие герои повести Расплата берут вину за случившееся на себя, оправдывая мальчика, совершившего убийство.  Только ли Коля Корякин  виноват в убийстве отца? Чьи действия, поступки способствовали тому, что школьник утверждался в мысли об убийстве? Суд присяжных заседателей должен установить вину каждого персонажа в содеянном. Проблема преступления и ответственности за него – главная в повести Расплата

 III. ЭТАП ОСОЗНАНИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ЗНАНИЙ

Слово учителя

Проблема преступления и ответственности за него не нова в  мировой литературе.   Например, Библия рассматривает всякое кровопролитие как тягчайшее нарушение воли Божьей. Господь еще более расширяет и углубляет запрет на убийство, и в  Нагорной проповеди Он приравнивает к  убийству всякий гнев одного человека на другого. Даже мысленная враждебность, тем более – ненависть между людьми, запрещаются как формы убийства. Призыв не отвечать злом на зло, но побеждать зло добром   -  главный в Вечной книге, и всякое кровопролитие вообще становится запрещенным для учеников Христа
 
- Назовите произведения русской литературы, в которых звучит проблема преступления и наказания.
 - Каким было наказание Р.Р. Раскольникова, К. Измайловой?
 - Повесть В. Тендрякова называется Расплата. Как вы понимаете    слово расплата? Расплата за что? Расплата с кем?
 Обратимся к словарю С.И. Ожегова

 Для учителя

 В словаре С.И. Ожегова отмечено два значения этого слова:

1) то  же, что расплатиться (уплатить полностью, в переносном значении – отомстить, наказать и понести наказание за что - нибудь);
2) кара, возмездие.

- Какое из значений можно соотнести с названием повести?
 Итак, расплата – кара, возмездие. Но за что?  Возмездие кому?
 Ответ мы сможем найти, дав анализ системы образов повести.

 IV. РАБОТА  СУДА ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

 Этап овладения новыми знаниями

 Работа в группах по 2 – 3 человека с опорой на информационные карточки  и план.

     Каждый из заседателей работает над одним образом, выбранным самостоятельно.   Материал повести собирается, анализируется, в этом помогает  опорная карточка,  классифицируется, готовится выступление,  и  далее решается Судом присяжных заседателей, в какой степени персонаж оказывал влияние на Колю Корякина, в какой степени он, взрослый человек, виновен   в преступлении, учитывая,   что  его совершил подросток,  подверженный влиянию окружающих.               

План

  1. Создайте словесный портрет выбранного героя (героини) с опорой на текст.
  2. Расскажите о  персонаже от первого лица.
  3. В чём видит герой (героиня) свою вину, обозначенную влиянием на Колю Корякина?
  4. Как вы, члены Суда присяжных заседателей, оцениваете это влияние? Было ли оно действенным, решающим для подростка? Кто из окружения мальчика в большей степени провоцировал его поступок?

 Слово учителя

Для ведения Суда присяжных заседателей необходимо избрать общим голосованием председателя, который будет вести всю процедуру Суда, проведёт голосование и объявит окончательный вердикт. (Предлагаются кандидатуры на пост председателя суда, проходит голосование, кто за и против)

 Председатель Суда

Суд присяжных заседателей начинает свою работу. На первом этапе   мы обязаны будем ознакомиться со всеми участниками дела. На ознакомление с документами и на подготовку к представлению участников  данного громкого дела, всколыхнувшего наш город, отводится 15 – 20 минут. По истечению этого времени заседатели представят  всех, кто так или иначе был связан с делом Коли Корякина. (Работа над 1 и 2 пунктом плана)

На втором этапе нам предстоит обсуждение вины каждого и вынесение окончательного вердикта, который обжалованию не подлежит. Итак, приступаем, господа присяжные заседатели, к первому этапу работы.

 Самостоятельная работа по тексту повести

 
Опорная карточка  1

РАБОТА НАД ОБРАЗОМ  КОЛИ КОРЯКИНА
( Часть I, главы: 1,3,10,12,13, 21;
часть II, главы:1,4,5,6,7, 10, 11,14. 15, 1 6)

Ключевые фразы:

…Плохо учился, вызывающе грубил учителям, часто срывался на истерику…,  Вдруг резко изменился…,  Мать  разряжала, а я  снова заряжал …,  Он…он, наверное, хотел…чтоб я его…  убил,   Он…даже любил меня,   Ненавидеть его Коля теперь  уже  не мог,  Нет спасения от жалости,  от… ненависти к себе,  Он же не всегда был плохим (об отце),  Только  сейчас открылось -  убийца любит убитого,  Его уже не за что ненавидеть,  Навсегда заразился недовольством собой,  Стыдиться меня нужно и …ненавидеть,  Я сам себя ненавижу…,  Коля! Ты самый решительный, самый справедливый…. (Соня)

 Творческие задания и вопросы

1.  Создайте словесный портрет  Коли Корякина.  Можно начать его  с  такой фразы:  Представьте себе   долговязого парнишку в майке и узких джинсах на тонких ногах, с неуклюжей журавлиной поступью…
2.  Расскажите о герое от первого лица:
Я,   Корякин  Коля, родился  2 ноября 1958 года…
3.  Уточните по Уголовному кодексу, как наказывается преступление,  совершённое подростком.

                                    
Опорная карточка 2
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ  ЕВДОКИИ КОРЯКИНОЙ
( Часть I, главы: 4,9,11,17,18)

Ключевые фразы:

Дивишься -  слёзы не лью.  Оне у меня все раньше пролиты – ни  слезинки не осталось. В позорище  зачала, в стыде выносила, в горестях вынянчила! Рафаилку ещё в утробе невзлюбила…, …Увидела на рученьках его ноготки малюсенькие…, Время крутое – голодуха кругом…,  …Придёшь в барак – кажная косточка кричмя кричит…,  Иль мать за родного сына не ответчица?,  Незаконный он у меня…, Все потешались, в глаза мне его подкулачником называли…

 Творческие задания и вопросы

1. Создайте словесный портрет героини, начиная с фразы: Представьте себе высокую, костлявую старуху лет 60, с уродливыми, узловатыми венами на ногах, с большими, раздавленными работой руками…
2. Расскажите о героине от первого лица:
  Я, Евдокия Корякина, родилась в деревне. Отца не помню, в первую ещё  войну ушёл и не вернулся, и мать померла, когда мне шестнадцать стукнуло…
3.  Какова вина Евдокии Корякиной в поступке её внука, Коли Корякина? Своё мнение подтвердите примерами из текста.

 
Опорная карточка 3
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ АННЫ ВАСИЛЬЕВНЫ  КОРЯКИНОЙ
( Часть I, главы: 1,4,11,14; часть II, главы: 4, 12, 13)

 Ключевые фразы:

Хотела, не хотела, а всё делала, чтобы сын отца убил, Муж лютует – весь исходится, а мне приятно, сладко так, не насытюсь, ещё, ещё…, Радовалась слишком, что ненавидит Колька отца  лютой ненавистью…, Тиха да покладиста…, Ну кто мешал мне развестись со зверем? Побил меня  на другой день после свадьбы  И одна как перст…, Девятнадцать только исполнилось…, …Ублажала, сапоги с пьяного стаскивала…, Милости прошу – меня – а, меня –а  судите!

 Творческие задания и вопросы

1. Нарисуйте портрет героини, начните со слов: Представьте  себе маленькую, хрупкую женщину 37 лет. На бледном лице кривится тёмный рот, глубоко запавшие глаза…
2.  Расскажите о героине от первого лица:
Я, Анна Васильевна Корякина, родилась в 1937 году, домохозяйка…
3.  Какова вина  Анны Васильевны  Корякиной в поступке её  сына? Своё мнение подтвердите примерами из текста.

 

Опорная карточка 4
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ  РАФАИЛА  КОРЯКИНА
( Часть I, главы: 2,3,9, 12,14,16,18, 21;  часть II,  главы: 12, 15)

 Ключевые фразы:

В беде родился, бедой и кончил, Всё – то времечко от него к  другим беда шла (мать), Он же мне жизнь вывернул…, Всем - то  он жизнь портил (мать), Не дайте ему других губить (мать),  … Родился нечаянно и умер невзначай, отца не знал, от сына погиб…(мать), Бешеного Рафку… знала с девичества(Людмила), Здоровый и бешеный(сын), И часть пьяным ревел…, Он раз в ванной повеситься хотел… (сын),  Умереть он хотел… (сын),  Кого невзлюбит, жизни не даст (жена), Не любя женился, ненавидя жил, Мог рубаху последнюю скинуть – бери, только опосля жди – кожу сдерёт, Он и себе – то нисколечко не нравился (мать), Сам недоедал, а собаку кормил, Отец радовался не меньше Кольки…, Отец любил собак и птиц…,  У дурного парня ловкие руки…,  Он палачом был(Соня), Он человек, Соня, не зверь,  Совсем плохих людей не бывает на свете,  И придёт отец. И можно с ним досыта наговориться (Коля).  

 Творческие задания и вопросы

1.  Создайте словесный портрет героя. Можно начать со следующей фразы: Представьте себе рослого мужчину со  спутанной соломенной волоснёй, с тем ошпаренным цветом лица, который бывает лишь у особого типа блондинов…
2.  Расскажите о герое от первого лица:
Я, Рафаил Иванович Корякин, родился в 1932 году (скорее всего, в мае).
3.  Можно ли подтвердить примерами из текста, что Рафаил Корякин хотел умереть?

                                    
Опорная карточка 5
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ АРКАДИЯ КИРИЛЛОВИЧА  ПАМЯТНОВА
( Часть I, главы:  2,3,5,6,7,8,10,12,13,15, 20;
часть II, главы: 3,6,7, 9, 16, 17)

 Ключевые фразы:

Педагог в нём родился одной ночью…,  Горел немецкий госпиталь…,  Трагедия ни для кого не была чужой…,  Ничто не вытравит в людях человеческое…,  В каждом нерастраченные запасы человечности,  Литература помогла… завязать в школе сложное соперничество за достоинство,  Его ученик убил своего отца!,  Стал нервом школы, её   совестью, её становым хребтом,  …Ищите путь друг к другу.

 Творческие задания и вопросы

1.  Создайте словесный портрет   героя.  Можно начать его  с фразы: Представьте себе  человека невысокого роста, в потёртом, мешковатом костюме,  лицо пасмурно – спокойное…
2.  Расскажите о герое от первого лица:
Мне 54 года, работаю учителем литературы в школе. Прошёл войну и закончил её в звании  капитана…
3 В какой степени школа, учитель виновны в проступке ученика?

 
Опорная карточка 6

РАБОТА НАД ОБРАЗОМ  СОНИ  ПОТЕХИНОЙ
( Часть I, главы: 1, 6,15, 20; часть II, главы:  5,6,7, 10, 11,14. 15, 17)

Ключевые фразы:

Соня всегда со всеми ладила и ни к кому не испытывала ненависти…,  В эти минуты рождалась заступница…,  Восхищаться надо – не ужасаться!,  А за что простить? За то, что мать свою спасал от зверя?,  Убить, чтоб  жить было  можно!,  Соня – его  совесть, Соня – вершина…,  С  детства она  была незаметной…,  Пусть сбесившийся алкаш мать родную…,  Он  ещё не знает, что она, Соня… гордится   им,  Она глядела на него плавящимися глазами,  …Я…ты знаешь,  всегда тобой любовалась ,  Вдруг ты – за убийство,  Надо было убить, надо!,  Прибежала и  встретила…слизняка!,  Да как он смеет  её  гнать, её, верную, любящую…,  Если б можно  его несчастья взять на себя…Взяла бы!,  Ошпарила  ненависть к ним…,  Неудержимо ненавидела всех…,  Соня стояла под дождём… раздавленная открытием самой себя…

 Творческие задания и вопросы

1.  Создайте словесный портрет Сони Потехиной. Начать его можно  так:    Представьте себе  девушку с тонкими косичками, с  бледным лицом в болевой гримаске 
2.  Расскажите о герое от первого лица:
Я,  Соня Потехина, учусь в 9  А классе, живу в одном подъезде с Колей Корякиным на четвёртом этаже (дом 6 по улице Менделеева). Мой отец…
3.    Есть ли вина Сони Потехиной в том, что совершил Коля Корякин?

 
Опорная карточка 7

РАБОТА НАД ОБРАЗОМ ЛЮДМИЛЫ  ПУХОВОЙ
( Часть I, главы: 11,14; часть II, главы: 13, 15)

 Ключевые фразы:

он по Милке Красухиной с ума сходил…, Пятнадцати лет мне не исполнилось – одна на всём свете…, Я ей вместо старшей сестры…, Они уже давно приятельствовали, с конца войны, считай, - тихий да буйный, дельный да беспутный…, Всю жизнь грех свой замаливала…, И как мне не страдать, совестью не мучиться,  А жалею, что тогда за Рафаила не вышла.

 Творческие задания и вопросы

1.  Создайте словесный портрет Людмилы Пуховой. Можно начать со следующей фразы: Представьте себе  дородную женщину с осанкой ушедшей со сцены драматической актрисы…
2.   Расскажите о героине от первого лица:
Я, Людмила Михайловна Пухова, рано осталась одна…
3. Какова вина   Людмилы Пуховой в поступке  Коли Корякина? Своё мнение подтвердите примерами из текста.

 
Опорная карточка 8
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ  ИЛЬИ  ПУХОВА
( Часть I, главы: 11,14,16,18; часть II, глава 8)

 Ключевые фразы:

   Пока один тихонький молодец не нашелся…,  Ох и ловок, любого обкрутит…,  Не мог не сознавать, что его опека растлевает Рафаила Корякина…, Мастер Корякин – моё произведение…, …Оторвись он от меня – совсем сойдёт с круга…

 Творческие задания и вопросы

1.   Нарисуйте  словесный портрет Ильи Пухова. Можно начать со следующей фразы:  Представьте себе  человека, у которого всё умеренно, приглажено, ничто не бросалось в глаза: полноват без дородства, прост лицом…
2.   Расскажите о герое от первого лица:
 Я,  Пухов Илья Афанасьевич,  вырос в том же посёлке, что и Рафаил Корякин….

Есть ли  вина   Ильи Пухова в поступке  Коли Корякина? Своё мнение подтвердите примерами из текста.

 
Опорная карточка 9
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ  СОЛОМОНА  РАБИНОВИЧА
( Часть I, главы 16; часть II, глава: 2,3)

 Ключевые фразы:

И вы не сможете понять нас с Даней, которых никто не любил, а все отворачивались,  Нас   с Даней нанял в покрасочный цех Мы близкие друзья безвременно погибшего…, … Мы с Даней  всё ему  прощаем…, Но мы с Даней и сейчас… храним ему верность…, …Вы видите перед собой подручных …подручных убийцы, Сами скорбим, но…пьём!

 Творческие задания и вопросы

1.   Нарисуйте  словесный портрет  героя. Можно начать со следующей фразы: Представьте себе низенького, с петушиной осаночкой, прыгающими глазами и наигранной бравадой явно робеющего человека.  
2.   Расскажите о герое от первого лица, начиная со слов:
 Я,   Соломон Борисович Рабинович,  49 лет назад родился в местечке Выгода под Одессой….
3. Есть ли  вина    Соломона  Рабиновича в поступке Коли Корякина? Своё мнение подтвердите примерами из текста.

 
Опорная карточка 10
РАБОТА НАД ОБРАЗОМ  ДАНИЛЫ КЛОПОВИНА
( Часть I, главы: 1, 16; часть II, глава: 2,3)

Ключевые фразы:

  Из – под молотилки шапку зерна унёс… с голодухи,  Каемся, пристрастны к зелью,  Каждый из нас за него готов продать душу,  Свободы – то он не получил – прыгай сразу в  угар,  Один стыд  не  заливается этим снадобьем,  Если  Пуховы извергают, то мы им  питаемся ,  …Мог быть красноречивее своего велеречивого друга

 Творческие задания и вопросы

1.   Нарисуйте  словесный портрет  Данилы Клоповина,   начав со следующей фразы: Представьте себе  громоздкого типа,  неподвижная  физиономия которого  выражала лишь извечную сонливость….
2.   Расскажите о герое от первого лица :
 Я,    Данила Васильевич Клоповин,   родился в  деревне Шишиха… 
3.  Есть ли вина Данилы Клоповина в том, что совершил Коля Корякин.

Суд присяжных заседателей  заслушивает  представления всех участников дела,   ответы дополняются, уточняются.

 Председатель суда

 Мы переходим к самой ответственной процедуре Суда присяжных заседателей. Виновен ли Коля Корякин? Какова вина взрослых в этом преступлении? Заслушав ваши аргументы, мы   примем общим голосованием единогласное решение,  оно будет окончательным и обжалованию не подлежит. Вам слово, господа присяжные заседатели!

На обсуждение Суда выносятся 3 – 4 вопросы плана, предполагающие не просто хорошее знание текста, но и самостоятельные выводы школьников. К каким выводам придут ребята, зависит от их социальной зрелости, от их гражданских позиций.

Председатель суда

Проводим голосование. Поднимите руку за то, что Коля Корякин совершил убийство преднамеренно и отвечать должен по всей строгости Закона. Поднимите руку, кто считает, что он не виновен в преступлении, а его вина ложится на плечи взрослых, которые окружали его. Оглашаю окончательный вердикт, повторяю, он будет окончательным и обжалованию  не подлежит.

 

V. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 Сочинение – размышление.

Как вы определили бы соотношение закона и милосердия в истории с Колей Корякиным?

 
VI.  РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ

   - Восстановите ход нашего урока. На каком этапе возник у вас интерес к проблеме преступления и ответственности за него? Почему? Если не возник, то также почему?

- Что нового узнали вы о  преступлении и ответственности за него? Что привнёс в эту тему, ставшую уже традиционной, русский писатель В. Тендряков?

 - Определите, кто из присяжных заседателей наиболее ярко представил своего героя? Чьё выступление в защиту мальчика или по обвинению его вы отметите как самое публицистичное?   Чьё выступление было самым милосердным?

- Чем обогатил вас сегодняшний урок?

 

VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ).

1. Напишите сочинение -  дневник Коли Корякина, в котором можно было бы проследить историю его преступления.
2. Сочинение – рассуждение:  Кто виноват в преступлении  Коли Корякина?
3. Создайте рецензию на повесть В. Тендрякова.
 4. Нарисуйте героев повести В. Тендрякова.

 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

(Если тема взволновала ребят, проводим дискуссию)

 Дискуссия

 Примерные вопросы для обсуждения:

1.  Гений и злодейство – две вещи несовместимые,- утверждал А.Пушкин. Можно ли совместить счастье и убийство?

2. Можно ли убить ради жизни?

3. Можно ли гордиться Колькой?

4. Аркадий Кириллович, споря со Славой Кермелёвым,  сказал:  Если этот случай с Колей Корякиным пройдёт сейчас мимо вас, никак не изменит,  то вы…нет !… вы не будете по – настоящему счастливы в жизни.  Согласны ли вы со словами учителя?

5. Английский поэт и проповедник, живший в XVI веке,   Джон Донн утверждает:  Нет человека, который был бы как остров. Каждый человек -  часть материка. Как вы понимаете эти слова? Можно ли соотнести их с повестью В.Тендрякова?

 6. Каково значение опыта в жизни человека? Вспомните, что об этом говорил Коля?

7. Совсем плохих людей не бывает на свете, - выстрадал Коля. Согласны ли вы с  его утверждением?

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Тендряков В. Ф. Расплата: повесть.- Любое издание.